Фармаконадзор в Республике Казахстан: правовое регулирование и практика реализации

Важнейшей составляющей системы обеспечения безопасности лекарственной терапии является пострегистрационный контроль безопасности лекарственных средств и медицинских изделий или фармаконадзор. Это неотъемлемая часть национальной системы регулирования обращения лекарственных средств, а на международном уровне - инструмент глобального контроля над рисками, связанными с лекарственной терапией.
В Республике Казахстан правовая основа для проведения фармаконадзора закреплена в статье 261 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения», где определены субъекты, ответственные за выявление, оценку и предупреждение рисков, связанных с применением лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Согласно действующему законодательству, фармаконадзор и мониторинг безопасности, качества и эффективности медицинских изделий осуществляются:
- субъектами здравоохранения;
- организациями, участвующими в обращении лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- держателями регистрационных удостоверений;
- производителями;
- организациями по техническому и сервисному обслуживанию медицинских изделий.
Обязанности субъектов здравоохранения и участников фармацевтического рынка
Субъекты здравоохранения обязаны своевременно и письменно информировать уполномоченный орган (в лице Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК) о следующих событиях:
- возникновение нежелательных реакций, в том числе не указанных в утверждённой инструкции по медицинскому применению;
- особенности лекарственного взаимодействия;
- случаи передозировки, формирования лекарственной зависимости или злоупотребления препаратом;
- отсутствие клинической эффективности либо её выраженная недостаточность;
- неблагоприятные инциденты, возникающие при применении медицинских изделий.
Особо подчеркивается роль аптечных организаций как субъектов, имеющих прямой контакт с пациентами и получающими обратную связь по переносимости препаратов, что делает их активными участниками системы фармаконадзора. В этой связи Департамент ККМФД МЗ РК по г. Астана разъяснил порядок реализации мероприятий фармаконадзора именно на аптечном уровне, включая организацию и обучение персонала, порядок оформления карт-сообщений и сроки подачи информации.
Нормативное регулирование
Основополагающий документ в сфере регулирования постмаркетингового надзора — Приказ Министра здравоохранения РК от 23 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-320/2020 «Об утверждении Правил проведения фармаконадзора и мониторинга безопасности медицинских изделий». Указанный приказ содержит детальный регламент по классификации реакций, алгоритму действий участников системы, а также технические требования к подаче информации.
Определение и классификация нежелательных реакций
Согласно нормативным актам, фармаконадзор определяется как совокупность мероприятий, направленных на выявление, оценку, анализ и профилактику нежелательных последствий применения лекарственных средств, включая как зарегистрированные побочные эффекты, так и ранее не выявленные.
Классификация побочных реакций:
Серьёзная нежелательная реакция (СНР) - это реакция, которая:
- приводит к летальному исходу;
- представляет угрозу для жизни;
- требует госпитализации либо её продления;
- вызывает инвалидизацию или стойкую утрату трудоспособности;
- приводит к врождённым порокам развития;
- требует медицинского вмешательства для предотвращения указанных последствий;
- сопровождается подозрением на передачу инфекционного агента через лекарственное средство.
Несерьёзная нежелательная реакция: любая иная реакция, не подпадающая под критерии СНР.
Порядок сообщения и сроки подачи информации
Информация о побочных реакциях направляется в экспертную организацию следующими способами:
через онлайн-ресурс: https://www.ndda.kz;
по электронной почте, указанной на сайте экспертной организации;
лично, на бумажном носителе, с отметкой о получении.
Сроки подачи карты-сообщения:
- при серьёзной нежелательной реакции:
– для медицинских организаций — в течение 48 часов;
– для держателей РУ — в течение 15 календарных дней с момента получения информации; - при несерьёзной нежелательной реакции — в течение 15 календарных дней с момента её выявления.
Если крайний срок подачи сообщения приходится на нерабочий день, карта-сообщение должна быть направлена в первый следующий рабочий день.
Мониторинг безопасности медицинских изделий
Сообщения о неблагоприятных событиях (инцидентах), связанных с применением медицинских изделий, подаются в форме извещений в государственную экспертную организацию. Формы подачи аналогичны вышеуказанным:
- через https://www.ndda.kz;
- по электронной почте;
- на бумажном носителе.
Инцидентами считаются технические, функциональные или клинические события, при которых применение изделия может привести к причинению вреда здоровью пациента, пользователя или третьих лиц.
Современная система фармаконадзора в Республике Казахстан представляет собой интегрированную модель пострегистрационного надзора, в которую включены все ключевые участники: от медицинских работников и аптечных организаций до держателей регистрационных удостоверений. Эффективное функционирование этой системы невозможно без высокого уровня профессиональной ответственности и цифровизации процессов сбора и анализа данных.