Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

Фармаконадзор в Республике Казахстан: правовое регулирование и практика реализации

Фармаконадзор в Республике Казахстан: правовое регулирование и практика реализации
Фото: Фармацевтическое обозрение Казахстана

Важнейшей составляющей системы обеспечения безопасности лекарственной терапии является пострегистрационный контроль безопасности лекарственных средств и медицинских изделий или фармаконадзор. Это неотъемлемая часть национальной системы регулирования обращения лекарственных средств, а на международном уровне - инструмент глобального контроля над рисками, связанными с лекарственной терапией.

В Республике Казахстан правовая основа для проведения фармаконадзора закреплена в статье 261 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения», где определены субъекты, ответственные за выявление, оценку и предупреждение рисков, связанных с применением лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Согласно действующему законодательству, фармаконадзор и мониторинг безопасности, качества и эффективности медицинских изделий осуществляются:

  • субъектами здравоохранения;
  • организациями, участвующими в обращении лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • держателями регистрационных удостоверений;
  • производителями;
  • организациями по техническому и сервисному обслуживанию медицинских изделий.

Обязанности субъектов здравоохранения и участников фармацевтического рынка
Субъекты здравоохранения обязаны своевременно и письменно информировать уполномоченный орган (в лице Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК) о следующих событиях:

  • возникновение нежелательных реакций, в том числе не указанных в утверждённой инструкции по медицинскому применению;
  • особенности лекарственного взаимодействия;
  • случаи передозировки, формирования лекарственной зависимости или злоупотребления препаратом;
  • отсутствие клинической эффективности либо её выраженная недостаточность;
  • неблагоприятные инциденты, возникающие при применении медицинских изделий.

Особо подчеркивается роль аптечных организаций как субъектов, имеющих прямой контакт с пациентами и получающими обратную связь по переносимости препаратов, что делает их активными участниками системы фармаконадзора. В этой связи Департамент ККМФД МЗ РК по г. Астана разъяснил порядок реализации мероприятий фармаконадзора именно на аптечном уровне, включая организацию и обучение персонала, порядок оформления карт-сообщений и сроки подачи информации.

Нормативное регулирование
Основополагающий документ в сфере регулирования постмаркетингового надзора — Приказ Министра здравоохранения РК от 23 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-320/2020 «Об утверждении Правил проведения фармаконадзора и мониторинга безопасности медицинских изделий». Указанный приказ содержит детальный регламент по классификации реакций, алгоритму действий участников системы, а также технические требования к подаче информации.

Определение и классификация нежелательных реакций
Согласно нормативным актам, фармаконадзор определяется как совокупность мероприятий, направленных на выявление, оценку, анализ и профилактику нежелательных последствий применения лекарственных средств, включая как зарегистрированные побочные эффекты, так и ранее не выявленные.

Классификация побочных реакций:
Серьёзная нежелательная реакция (СНР) - это реакция, которая:

  • приводит к летальному исходу;
  • представляет угрозу для жизни;
  • требует госпитализации либо её продления;
  • вызывает инвалидизацию или стойкую утрату трудоспособности;
  • приводит к врождённым порокам развития;
  • требует медицинского вмешательства для предотвращения указанных последствий;
  • сопровождается подозрением на передачу инфекционного агента через лекарственное средство.

Несерьёзная нежелательная реакция: любая иная реакция, не подпадающая под критерии СНР.

Порядок сообщения и сроки подачи информации
Информация о побочных реакциях направляется в экспертную организацию следующими способами:

через онлайн-ресурс: https://www.ndda.kz;

по электронной почте, указанной на сайте экспертной организации;

лично, на бумажном носителе, с отметкой о получении.

Сроки подачи карты-сообщения:

  • при серьёзной нежелательной реакции:
    – для медицинских организаций — в течение 48 часов;
    – для держателей РУ — в течение 15 календарных дней с момента получения информации;
  • при несерьёзной нежелательной реакции — в течение 15 календарных дней с момента её выявления.

Если крайний срок подачи сообщения приходится на нерабочий день, карта-сообщение должна быть направлена в первый следующий рабочий день.

Мониторинг безопасности медицинских изделий
Сообщения о неблагоприятных событиях (инцидентах), связанных с применением медицинских изделий, подаются в форме извещений в государственную экспертную организацию. Формы подачи аналогичны вышеуказанным:

  • через https://www.ndda.kz;
  • по электронной почте;
  • на бумажном носителе.

Инцидентами считаются технические, функциональные или клинические события, при которых применение изделия может привести к причинению вреда здоровью пациента, пользователя или третьих лиц.

Современная система фармаконадзора в Республике Казахстан представляет собой интегрированную модель пострегистрационного надзора, в которую включены все ключевые участники: от медицинских работников и аптечных организаций до держателей регистрационных удостоверений. Эффективное функционирование этой системы невозможно без высокого уровня профессиональной ответственности и цифровизации процессов сбора и анализа данных.

 

Image