В рамках Евразийского экономического форума обсуждались вопросы обращения лекарств
25 мая 2022 года в рамках Евразийского экономического форума в Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко, заместитель Министра экономики и коммерции КР Айнура Усенбекова, представители ЕЭК, государственных органов и бизнеса. Об этом сообщается на официальных интернет-ресурсах Министерства экономики и коммерции КР и Коллегии ЕЭК.
В рамках круглого стола обсуждались актуальные и проблемные вопросы обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также регулирования общего рынка в рамках ЕАЭС.
Как отметил Виктор Назаренко, обеспечение безопасности медицинской продукции, ее доступ и обращение на рынке ЕАЭС всегда были и остаются в центре внимания государственных структур, деловых и экспертных сообществ наших стран.
О нововведениях в сфере обращения лекарств и медицинских изделий рассказала заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации Комиссии Чинара Мамбеталиева. Она отметила, что вносимые изменения касаются расширения возможности электронного документооборота, проведения дистанционных процедур при оценке качества лекарственных препаратов, упрощения доступа высокоэффективных и орфанных лекарств на рынок Союза.
«Принятые решения по упрощению процедур регистрации лекарств для обращения только на рынке одной страны позволяют упростить доступ пациентов к препаратам при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, а также к группам лекарственных препаратов высокотехнологичной терапии, прорывной терапии, орфанных лекарств», – отметила Чинара Мамбеталиева.
Напомним, что 17 марта 2022 года решением Совета Евразийской экономической комиссии №36 были внесены изменения в правила регистрации лекарственных средств. Они были направлены:
- на обеспечение доступности лекарственных препаратов высокотехнологической терапии, препаратов прорывной терапии, орфанных лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов для пациентов при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций;
- решение проблем избыточной продолжительности сроков рассмотрения регистрационных досье при проведении процедуры взаимного признания, отсутствия возможности внесения изменений в регистрационные досье в процессе экспертизы государствами признания и отсутствия возможности подачи документов на регистрацию лекарственного препарата в дистанционном режиме, в том числе в условиях эпидемиологических ограничений.
Посредством принятия проекта решения будут расширены возможности электронного документооборота, дистанционных процедур при оценке качества лекарственных препаратов, введены 3 вида процедур упрощенного и ускоренного доступа высокоэффективных лекарственных препаратов на рынок Союза, что позволит производителям лекарственных препаратов исключить потери, связанные с нарушением логистических административных связей вызванных неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире, планировать распределение части расходов, связанных с разработкой и выводом лекарственных препаратов на рынок на послерегистрационный этап и тем самым оптимизировать возмещение понесенных затрат.
В проекте документа расширился перечень препаратов, в отношении которых правила регистрации ЛП ЕАЭС не применяются. Теперь в него включены: ЛП, которые предназначены для применения в условиях чрезвычайных ситуаций, угрозы их возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций, для профилактики и лечения заболеваний и поражений, представляющих опасность для окружающих, полученных в результате воздействия химических, биологических, радиационных факторов, обращение которых регулируется законодательством государств-членов.
Кроме того, без регистрации могут применяться:
- лекарственные препараты, ввозимые для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо для оказания медицинской помощи пациентам с редкой и (или) особо тяжелой патологией, на основании заключения (разрешительного документа), выданного уполномоченным органом государства-члена;
- высокотехнологические препараты, изготавливаемые на не стандартизированной основе и применяемые на территории государства-члена в стационаре в целях исполнения индивидуального медицинского назначения лекарственного препарата, специально произведенного для отдельного пациента.
Проект содержит еще ряд важных изменений. Так, в новой редакции изложен пункт 18.
"Срок действия регистрационного удостоверения на впервые регистрируемый лекарственный препарат в референтном государстве составляет 5 лет. По истечении указанного срока выдается бессрочное регистрационное удостоверение лекарственного препарата при условии подтверждения его регистрации (перерегистрации). В случаях, связанных с вопросами фармаконадзора, уполномоченный орган может повторно выдать регистрационное удостоверение со сроком действия 5 лет по итогам подтверждения регистрации (перерегистрации).
Срок действия регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, зарегистрированный по процедуре условной регистрации, определяется с учетом положений подраздела VII.III раздела VII настоящих Правил.
Для лекарств, зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена и обращающихся 5 лет и более на рынке этого государства-члена, выдается бессрочное регистрационное удостоверение в случае, если лекарственный препарат предполагается к обращению на рынке только этого государства.
В случае планируемого обращения такого лекарственного препарата на рынках других государств-членов регистрационное удостоверение подлежит замене на регистрационное удостоверение со сроком действия 5 лет".