Мария Каманова: «Стандарты качества необходимы, прежде всего, нам самим!»

Аптека, о которой пойдет речь, расположена в отдельно стоящем здании в деловом центре южной столицы. Об истории ее открытия, этапах развития и сегодняшнем состоянии мы попросили рассказать советника директора аптеки Марию Куспановну Каманову.

- Мария Куспановна, как была образована аптека?

- Аптека, в которой мы сейчас находимся - это основа нашей аптечной сети. Она была создана еще в советское время, в 1980 году, и, являясь первой межбольничной аптекой в Казахстане, обслуживала все родильные дома нашего города. В период перестройки аптека сначала была реорганизована в дочернее предприятие производственного объединения «Фармация». И затем, после приватизации, на его базе было создано ТОО. В форме этого товарищества мы еще несколько раз перерегистрировались, меняли название. Сейчас компания носит название ТОО «Жайик-АS», только теперь это уже не одна аптека, а целая сеть.

Основным направлением деятельности аптек сети является работа с государственными медицинскими учреждениями. Мы сохранили рецептурно-производственный отдел и продолжаем работать не только с родильными домами, но и практически со всеми крупными клиниками города и области. После перестройки процесс изготовления лекарственных средств в аптеках стал невостребованным и невыгодным из-за большой затратности, сложности соблюдения требований, отсутствия кадров. Сейчас стоит вопрос - нужно ли вообще студентам фармацевтических факультетов изучать технологию изготовления лекарств. Поэтому организация и функционирование производственного отдела в наше время очень проблематичны. Но у нас он существует, может, потому что я сама занималась этим в течение всей своей профессиональной деятельности. Хотя сейчас даже крупные клиники не хотят иметь в своих аптеках производственные отделы, потому что изготовление лекарств в них обходится дороже, чем закуп готовых заводских форм.

Мы собираем по всему городу и по области маленькие заказы. Нужно отметить, что сейчас мы не готовим в таких больших количествах как раньше, например, физиологический раствор или глюкозу. Это все обеспечивается за счет китайского заводского производства. Даже нашим заводам это делать нерентабельно. Я встречалась с директором завода «Нур-Май Фарм», который сейчас запускается уже в третий раз с новыми инвесторами, с новой хорошей командой. Прекрасно оборудованный завод, все сделано в соответствии с правилами GMP - система чистых помещений, очистки воздуха, водоподгоовки. Но продукция получается дорогая и не может конкурировать по ценам с дешевыми китайскими лекарствами. А если уж завод не может конкурировать, что о нас говорить?

Мы специализируемся на изготовлении тех продуктов, которые невозможно приготовить в заводских условиях. На сегодняшний день в нашем прайс-листе около 300 наименований. Например, мы готовим нестандартные плазмозаменяющие солевые растворы с общим названием «Раствор Рингера», но с очень разным составом. Урологи и гинекологи в зависимости от состояния кислотно-щелочного баланса пациентов, например при ацидозе или алкалозе, назначают их в соответствующих концентрациях для выравнивания рН-крови. То есть мы изготавливаем лекарства по индивидуальным заказам. В них отсутствуют консерванты и стабилизаторы, которые мы добавляем только в тех случаях, когда действующее начало нестабильно и может разрушиться уже в момент растворения. Естественно, отсутствие консервантов уменьшает срок хранения наших лекарств, но зато они не токсичны. Это имеет большое значение для детских лекарственных форм. Особенно на втором этапе выхаживания новорожденных недоношенных детей, когда применяются все те лекарства, что и для взрослых, но в минимальных дозировках. Но промышленность их не выпускает, а мы берем на себя ответственность, перерабатываем взрослые формы, меняем дозировку и расфасовываем так, чтобы можно было использовать их у маленьких детей. И естественно, ни одна существующая на сегодняшний день аптека Алматы не в состоянии взять на себя такую работу. Здесь нужны профессионализм, опыт, а самое главное - кадры. Ниша, которую мы занимаем на фармацевтическом рынке южной столицы - ни для кого, кроме нас, не привлекательна, поэтому мы держимся в ней уже много лет. Обычно те, кто вкладывает деньги в аптечный бизнес, рассчитывают на быстрый оборот капитала, прибыль нужна им здесь и сейчас, а при изготовлении лекарств это невозможно. Наш доход складывается из авторитета, наработанного годами, и скрупулезного труда команды профессионалов высочайшего уровня. Также имеет значение то, что начиная с 1994 года, мы всегда работали в системе амбулаторного отпуска по бесплатным рецептам, поэтому аптеки нашей сети в основном были расположены в поликлиниках. Здесь помогала «закалка» наших специалистов, которую мы получили в институте еще в советское время, я называю их «академическими провизорами», у нас остался полученный в то время стиль работы - точный и скрупулезный. По части бесплатных рецептов у нас был большой опыт - программное обеспечение, обработка бесплатных рецептов, работа с больными - это колоссальный и кропотливый труд. Но с прошлого года поменялась система проведения открытого конкурса департаментом здравоохранения, и отпуск лекарств в рамках программы амбулаторного обеспечения был передан большим сетям, интегрированным с крупными дистрибьюторскими компаниями.

IMG 0013

- Каково ваше мнение - насколько это оправдано?

- Сейчас политика Управления здравоохранения г. Алматы, а может и Министерства здравоохранения и социального развития РК, в целом, заключается в том, чтобы каждая поликлиника имела свою государственную аптеку, осуществляющую отпуск лекарств по бесплатным рецептам. Поэтому приходя в поликлинику, можно увидеть абсолютно пустую аптеку с небольшим ассортиментом лекарств, предназначенным для амбулаторного отпуска. Но почему больные, обращающиеся в амбулаторные учреждения, лишены права купить там то лекарство, которое им нужно, которое им действительно поможет? Сейчас в амбулаторном отпуске, и это мировая тенденция, приоритет отдается дешевым генерикам, которые подходят не всем. Многие пациенты их просто не берут. Более предпочтительной с данной точки зрения была бы система возмещения, при которой пациенту все же давалась бы возможность выбора, чтобы он мог взять препарат либо бесплатно, либо приобрести с доплатой. 

С одной стороны, это проявление заботы о социально необеспеченных слоях населения. Да, государство вкладывает огромные деньги в бесплатное лекарственное обеспечение, и понятно, что использовать их нужно рационально. С другой стороны, люди не получают доброкачественное лечение, ведь главным критерием отбора препаратов при закупках является низкая цена, а не качество.

- Ваше мнение о необходимости внедрения в аптеках международных стандартов?

- Четыре года назад я защитила кандидатскую диссертацию по теме, касающейся внедрения международных стандартов, и тогда же наша аптека получила стандарт ISO 9000:2009. Два года назад мы одни из первых в Алматы прошли инспекцию Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК и получили заключение под №1 о соответствии стандарту GPP. Сразу скажу, что пока в республике не создана система мотивации перехода аптек на стандарты GPP.

У нас стандарт GPP нужен только руководителям аптек. Лично наша аптека не получила от этого никаких преференций. Единственное, что дает их внедрение - снижение частоты проверок до одного раза в 5 лет. Но поскольку из-за наличия производственного отдела мы относимся к предприятиям высокого риска, нас все равно проверяют ежегодно.

- Что же для вас означал переход на международные стандарты?

- В первую очередь - обеспечение качества. Я всю жизнь занимаюсь изготовлением стерильных растворов. И вопросы качества для меня всегда стояли на первом месте. А, проводя подготовительную работу по внедрению стандартов, мы существенно ужесточили внутриаптечный контроль. Основные требования, заложенные в правилах GPP, были и остаются обязательными в системе внутриаптечного контроля, существовавшего еще в советское время. Говоря об аптечном изготовлении лекарственных средств, отмечу, что в Казахстане оно не приравнивается к фармацевтическому производству, для которого соответствие требованиям GMP скоро станет обязательным. Оно осуществляется по своим стандартам.

Проводя работу по внедрению стандартов, заинтересовав своих специалистов, я смогла повысить их профессиональный уровень. Я вижу зримые результаты когда, например, серия какого-либо лекарственного средства проходит весь технологический процесс в производственном отделе, и брака становится меньше. Потому что есть обратная связь на каждом этапе, сразу все проверяется, идет корректировка. И сами люди это оценили, хотя в начале было очень непросто. Тяжело было преодолеть сопротивление. Они не хотели писать СОПы, не понимали зачем я внедряю новую документацию, инструкции.

Что такое работа по международным стандартам? Это документирование каждого рабочего процесса. Могу сказать, что переход на работу в соответствии со стандартами GPP несколько изменил мировоззрение наших сотрудников, они начали более осмысленно подходить к своей деятельности. Это было очень интересно.

В целом, приверженность к стандартам дает гарантию, что все процессы будут выполняться надлежащим образом, т.е. на качество работы не повлияет смена персонала. Если на каком-то этапе произошла ошибка, то выходе или входе на следующий этап она обязательно выявится. Это, пожалуй, самое главное, что нам дало внедрение стандарта.

С одной стороны, соответствие GPP помогло оптимизировать рабочие процессы. То, что делалось вчетвером, теперь выполняют трое. С другой, - снизилась нагрузка, у людей появилось желание повышать профессиональный уровень. Мы даже не ожидали такого эффекта.

Параллельно с переходом на стандарты GPP, мы автоматизировали бизнес-процессы, т.е. перешли на специальную компьютерную программу, с помощью которой мы формируем заказ, проводим оприходование и предпродажную подготовку товара,  управляем запасами и т.д. И это тоже основа для хорошего менеджмента - любая ошибка сразу видна. Например, с внедрением программного продукта у нас исчезли недостачи. На данном этапе мне хочется, чтобы программа показывала индивидуальный вклад каждого работника, чтобы прямо его мотивировать. И мы над этим работаем. Все эти идеи и мысли родились именно в процессе внедрения международных стандартов, поэтому в их внедрении больше всех заинтересована именно я, как руководитель предприятия. Это приносит материальную выгоду и дает основу для профессионального роста сотрудников. И в мотивации появился нравственный момент - люди видят, что они работают в современной сертифицированной аптеке с высоким рейтингом на рынке, для них это имеет большое значение.

- Насколько затратным был процесс внедрения стандартов?

- Бытует мнение, что это очень дорого. Да, внедрение стандартов требует денег. Чтобы наладить работу как положено, прежде всего, нужно привести в соответствие помещение, нужно поменять часть оборудования. Но это не значит, что нужно тотально менять все. Стандарт можно ввести и на старом оборудовании, которое нормально работает. Что такое валидация? Простым языком - это подтверждение того, что процесс или оборудование обеспечивает выпуск препарата постоянного заданного качества. А это можно сделать и на старом оборудовании. В свое время я ознакомилась с работой межбольничной аптеки в Дании, там они называются магистральными. В маленькой Дании всего три такие аптеки. У них стояла таблеточная машина, которой было уже 30 лет, и это производство работало по правилам GMP. Важнее наладить обратную связь, ведение документации, систему обеспечения контроля, чем вкладывать деньги в новое оборудование. Руководители наших фармацевтических предприятий должны это осознать.

Также многие из них не задумываются над тем, что существует серьезная государственная поддержка. В Фонде поддержки развития предпринимательской деятельности «Даму» можно получить кредит под 6-7% - это сказка! Не нужно бояться туда обращаться, там нет откатов, не нужна «крыша», все прозрачно.

Как мы начали работу по внедрению стандартов? Я написала на листочке идею бизнес-плана, наш директор сделал экономический просчет, подготовил пакет документов и подал их в банк для оценки. Затем мы провели две презентации - в банке и акимате (там есть специальная комиссия), отстояли свой план. Причем почувствовали к себе заинтересованное отношение, желание помочь, а не отказать. Потом документы были направлены в фонд «Даму» на рассмотрение, и в течение двух месяцев мы получили кредит. Эти деньги мы потратили на внедрение стандарта GPP, и уже почти выплатили кредит, что из-за небольших процентов делать было не сложно. Это реальная поддержка государства для предприятий малого и среднего бизнеса, и, безусловно, если возможность предоставляется, ею нужно пользоваться.

- Спасибо за интервью, новых вам успехов!

Интервью вела Ольга Исмагилова

НАШ КАНАЛ В TELEGRAM