События

К 2027 году Казахстан планирует перейти на преимущественно страховую модель финансирования здравоохранения

К 2027 году Казахстан планирует перейти на преимущественно страховую модель финансирования здравоохранения

13 декабря 2024 года состоялось выездное заседание Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК, посвященное проблемным вопросам обязательного социального медицинского страхования. В его работе, наряду с членами Общественной палаты, приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов всех уровней, представители заинтересованных государственных органов, Фонда социального медицинского страхования, медицинских организаций, ТОО «СК-Фармация» и отраслевые эксперты.

Как отметил депутат Мажилиса Парламента РК Айдос Сарым, вопросы здравоохранения, жалобы на качество медицинского обслуживания населения и особенно его доступность являются одной из постоянных тем обращений к депутатам.

– Идея страхования была в том, что за здоровье солидарную ответственность несут гражданин, его работодатель и государство. Произошло ли это? Глава государства в своём сентябрьском Послании особо обратил внимание на то, что в этом году в данную сферу было направлено почти 3,3 трлн тенге бюджетных средств. В то же время он отметил, что «отдача от таких вливаний всё ещё вызывает беспокойство», – сказал Айдос Сарым.

Вице-министр здравоохранения Ардак Амангельдиев рассказал о дальнейшем совершенствовании системы ОСМС. Он сообщил, что расходы государства на финансирование медицинской помощи ежегодно растут. Так, в 2019 году они составляли 1,16 трлн тенге, достигнув с внедрением системы ОСМС к 2023 году 2,8 трлн тенге. Рост расходов связан с рядом объективных факторов, в том числе - рост численности населения на 10% за 5 лет, рост заболеваемости с 2028- по 2023 год на 9% по 5 хроническим неинфекционным заболеваниям (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, сахарный диабет и другие), увеличение средней стоимости случая в стационаре в 1,6 раз, повышение заработной платы (врачей в 2,3 раза, СМР в 1,7 раз, прочих работников на 40%), повышение стоимости лекарственных средств на 30%.

Ардак Амангельдиев отметил, что эти факторы являются объективными и их надо учитывать при формировании долгосрочной модели финансирования здравоохранения страны.

Он также сообщил, что ежегодно растёт доля частных поставщиков медицинской помощи в рамках ОСМС - в 2018 году она составляла 47%, а к 2024 году достигла 64%. Вместе с этим, увеличивается и сумма финансирования по частным организациям - с 151 млрд тенге в 2028 году до  581 млрд тенге в 2024 году (в 3,8 раза). Однако актуальной остаётся проблема недостаточной эффективности существующих механизмов контроля частных поставщиков.

Для обеспечения системной слаженной работы в сентябре текущего года принят комплексный план по совершенствованию систему ОСМС, который призван решить проблемные задачи по всем приоритетным направлениям, в том  числе - обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения; совершенствование планирования объемов медицинской помощи и регламентация оказания услуг; совершенствование лекарственного обеспечения и отбора поставщиков; закуп медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов; совершенствование системы ОСМС. 

Система смешанного финансирования здравоохранения, где имеется большая доля государственных гарантии в рамках ГОБМП, создаёт определённые вызовы, связанные с отсутствием чёткого разделения зоны ответственности между гарантированным и страховым пакетами. В Послании народу Казахстана, озвученном в сентябре текущего года, Глава государства поставил задачу сформировать единый пакет базовой государственной медицинской помощи, сбалансированный с точки зрения возможностей и обязательств бюджета. При этом всё остальное должно оплачиваться через систему страхования. Таким образом, роль ОСМС будет серьёзно усиливаться из года в год и казахстанское здравоохранение перейдет на преимущественно страховую модель. 

При этом, по словам вице-министра, базовым условием внедрения такой модели является высокий уровень участия граждан в страховой системе, то есть не ниже 95%. На сегодня застрахованы 16,9 млн казахстанцев (82,6%), из которых 11,9 млн человек относятся к льготным категориям населения, за которых взносы за ОСМС оплачиваются государством. Кроме того, предполагается поэтапный возврат к первоначальной финансовой модели системы страхования 2015 года. Планируется повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС с 10 до 50 МЗП с 2026 года, ещё через год – увеличение размеров ставок взносов государства на ОСМС.

В рамках реализации поручений Президента РК в этом году министерство работало над решением таких ключевых проблем, как низкий охват населения системой ОСМС, дефицит бюджетных средств на ГОБМП и ОСМС, и других.

– Для решения проблемы искусственного разделения медпомощи по пакетам предлагается поэтапное объединение пакетов с переносом основных обязательств из пакета ГОБМП в систему ОСМС с 2026 года. К 2027 году мы планируем перейти на преимущественно страховую модель финансирования, где соотношение расходов будет составлять 32% на ГОБМП (1,2 трлн тенге) и 68% – на ОСМС (2,5 трлн тенге), – проинформировал вице-министр.

В ходе обсуждения председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов отметил, что такое решение проблемы определённо идёт вразрез с интересами рядовых граждан. За последние два года вместо ожидаемого уменьшения расходы населения на медицинские услуги увеличились с 27% до 31%.

В свою очередь заместитель председателя правления ФСМС Индира Саркенова сообщила, что Фондом оптимизирован договор присоединения к закупу услуг по оказанию медпомощи в рамках ГОБМП и системы ОСМС. Основные изменения касаются улучшения условий для поставщиков. В итоге их обязанности сокращены с 40 до 17 пунктов, а права, напротив, увеличены с 6 до 9 пунктов. Кроме того, внедряется система управления рисками, на основе которой будет составляться рейтинг медорганизаций с делением на зелёную, жёлтую и красную зоны. По последним двум будет проводиться более детальное изучение качества оказания медпомощи и мониторинг договорных обязательств.

Аналитик Наталья Малярчук указала на необходимость переработки Закона «Об ОСМС», который сегодня выглядит как перечень изъятий, включает в себя ссылки на нормы, которые уже изменены или упразднены. В частности, пятая глава требует корректировок в связи с изменением Налогового кодекса. Вместе с тем необходимо законодательно закрепить структуру тарифов, причём именно их содержание, а не методики формирования.

– Ключевое предложение – пересмотреть управление системой ОСМС, где во главу будет ставиться Правительство и уполномоченный орган, а не Фонд ОСМС, который должен быть занят исполнением их поручений. В полномочия Правительства предлагается включить утверждение управленческих моделей всей системы, тарифов, работы информационных систем, систему защиты прав застрахованных, меры ответственности участников системы (как ни странно, закон не регулирует этот процесс). В полномочия Минздрава предлагается включить функции, гарантирующие полный контроль за деятельностью ФСМС. В части самого Фонда усилить его ответственность и обеспечить прозрачность финансовой и иной отчётности, – подчеркнула Наталья Малярчук.

С мнениями и предложениями выступили также депутат Мажилиса Жулдыз Сулейменова, аналитик Ерлан Смайлов, общественный деятель Тоғжан Қожалы, представители медицинского сообщества и эксперты.

В заключение Айдос Сарым сообщил, что экспертные мнения и внесённые предложения найдут отражение в итоговых рекомендациях Общественной палаты. Они будут направлены в Правительство, а также учтены депутатами при дальнейшем совершенствовании отраслевого законодательства.

При подготовке материала использован пресс-релиз Мажилиса Парламента РК. 

НАШ КАНАЛ В TELEGRAM