Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

События

Разработана Стратегия развития Единого дистрибьютора на 2017-2021 годы

В целях оказания своевременной и качественной медицинской помощи населению страны в предстоящий период деятельность Единого дистрибьютора будет направлена на обеспечение проведения своевременного и прозрачного закупа ЛС, ИМН, МТ; поддержки отечественного фармацевтического производства; бесперебойной поставки ЛС, ИМН организациям здравоохранения; развитие взаимодействия с ними; повышения эффективности деятельности компании, в том числе через совершенствование информационно-коммуникационных технологий. 

Основание к разработке Стратегии

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1141 «О некоторых вопросах приватизации на 2016–2020 годы» Единый дистрибьютор включен в перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного сектора.

В рамках реализации пункта 2 протокольного поручения Премьер-Министра Республики Казахстан от 24.12.2015 г. №07-465 «По вопросу приватизации организаций Министерства здравоохранения и социального развития»:

«Министерству здравоохранения и социального развития проработать и до 15 января 2016 года внести предложение по вопросу приватизации ТОО «СК Фармация» на принципах предварительной разработки стратегии их развития путем привлечения международных финансовых организаций».

Единым дистрибьютором для разработки Стратегии и Дорожной карты по ее реализации привлечена международная организация
ТОО «КПМГ Такс энд Эдвайзори» (зарегистрировано в соответствии с законодательством Республики Казахстан и находящееся под контролем KPMG Europe LLP, член независимых фирм KPMG, KPMG International Cooperative) (далее - KPMG).

Стратегия развития ТОО «СК-Фармация» на 2017-2021 годы (Стратегия) определяет миссию, видение, стратегические направления, цели и задачи деятельности ТОО «СК-Фармация» на 2017- 2021 годы.

Стратегия предназначена для использования руководителями и сотрудниками Единого дистрибьютора, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан как единственного участника с правом владения и пользования 100% долей участия в уставном капитале ТОО «СК-Фармация», Фонда социального медицинского страхования, иных заинтересованных государственных органов и организаций.

Стратегические направления, цели и задачи деятельности Единого дистрибьютора, их содержание определены на основании анализа его деятельности, международного опыта централизованного закупа лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения (ИМН) и медицинской техники (МТ), а также анализа систем здравоохранения различных стран.

Стратегия, в первую очередь, нацелена на повышение качества и эффективности деятельности Единого дистрибьютора, осуществляющего в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), закуп ЛС, ИМН, услуг по хранению и транспортировке ЛС, ИМН, заключение договоров, долгосрочных договоров, а также организацию закупа МТ.

Реализация Стратегии значительно расширит возможность Единого дистрибьютора по обеспечению бесперебойной и своевременной поставки ЛС, ИМН и МТ заказчикам, в число которых входят медицинские организации и иные организации здравоохранения. Реализация Стратегии позволит повысить доступность ЛС, ИМН и МТ для организаций, оказывающих медицинские услуги населению, в том числе в рамках системы обязательного социального медицинского страхования.

Единый дистрибьютор осуществляет взаимодействие со всеми участниками дистрибуции, включая производителей, поставщиков ЛС, ИМН, МТ, поставщиков услуг по их хранению и транспортировке, организации здравоохранения.

Основной миссией ТОО «СК-Фармация» является бесперебойное и своевременное обеспечение ЛС, ИМН, МТ в рамках ГОБМП и ОСМС, поддержка развития отечественного фармацевтического производства.

На основании проведенного анализа KPMG по текущей системе Единой дистрибуции ЛС, ИМН и МТ, международного опыта и лучших практик по развитию систем централизованного обеспечения ЛС, ИМН и МТ, определены приоритетные стратегические направления, цели и задачи, источники и механизмы реализации Стратегии. Учитывая, основные показатели государственных программных документов и внедрения обязательного социального медицинского страхования Стратегия предусматривает реализацию четырех основных направлений:

первое направление – усовершенствование функции закупа;

второе направление – обеспечение бесперебойности поставок;

третье направление – развитие взаимодействия с организациями здравоохранения и фармацевтическим сектором;

четвертое направление – повышение эффективности деятельности Единого дистрибьютора.

I. Усовершенствование функций закупа.

Целями Единого дистрибьютора в рамках первого стратегического направления являются:

1. Повышение эффективности и гибкости процесса закупа;

2. Способствование развитию отечественного фармацевтического производства.

По итогам реализации целей и соответствующих задач первого стратегического направления ожидается усовершенствование функций закупа Единого дистрибьютора, до конца 2017 года автоматизация процедур закупа медицинской продукции посредством внедрения системы электронного документооборота, к концу 2021 года увеличение доли безаналоговых препаратов, закупаемых напрямую у иностранных заводов-изготовителей в денежном выражении до 25% и доли отечественных производителей в денежном выражении до 29%.

II. Обеспечение бесперебойности поставок.

Целями Единого дистрибьютора в рамках второго стратегического направления являются:

1. Гарантирование надежности поставок;

2. Совершенствование логистики и хранения.

По второму стратегическому направлению ожидается к концу
2019 года внедрение Системы отслеживания медицинской продукции, планируется обеспечить бесперебойность поставок в медицинские организации, в том числе за счет формирования неснижаемого запаса, совершенствования подходов по логистике и хранению ЛС, ИМН.

III. Развитие взаимодействия с организациями здравоохранения.

Целями Единого дистрибьютора в рамках третьего стратегического направления являются:

1. Расширение взаимодействия с организациями здравоохранения;

2. Повышение качества и эффективности взаимодействия с организациями здравоохранения.

В рамках третьего стратегического направления развития ожидается внедрение функции единого оператора, осуществляющего закуп ЛС, ИМН, МИ и фармацевтических услуг системы обязательного социального медицинского страхования.

Единым дистрибьютором будут осуществлены мероприятия:

- по модернизации и автоматизации учета и движения ЛС, ИМН, способствующие повышению качества планирования потребностей и учета ЛС, ИМН в медицинских организациях;

- по интеграции с информационными системами здравоохранения для повышения качества лекарственного обеспечения;

- по внедрению Ситуационно-аналитического центра для обеспечения оперативной аналитической информацией всех участников единой дистрибуции, что повысит эффективность деятельности Единого дистрибьютора.

IV. Повышение эффективности деятельности Единого дистрибьютора.

Целями Единого дистрибьютора в рамках четвертого стратегического направления являются:

1. Повышение эффективности системы управления;

2. Усиление кадрового потенциала.

В рамках четвертого стратегического направления ожидается повышение эффективности деятельности путем внедрения системы менеджмента качества и антикоррупционной политики у Единого дистрибьютора, внедрение в медицинские организации системы мониторинга качества и эффективности взаимодействия с поставщиками ЛС, ИМН, МТ, с поставщиками услуг по хранению и транспортировке ЛС, ИМН, обеспечивая уровень удовлетворенности взаимодействия не менее 80%.

Стратегия разработана в соответствии со следующими документами:

Послание Президента РК народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан - 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»;

Послание Президента РК народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (Кодекс);

Закон РК от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922;

Государственная программа развития здравоохранения РК "Денсаулық" на 2016 - 2019 годы, утвержденная Указом Президента РК от 15 января 2016 года № 176;

Государственная программа РК "Информационный Казахстан - 2020", утвержденная Указом Президента РК от 8 января 2013 года № 464;

План мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения РК "Денсаулық" на 2016 - 2019 годы, утвержденный постановлением Правительства РК от 16 марта 2016 года  № 143;

Постановление Правительства РК от 30 октября 2009 года № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию ГОБМП»;

Постановление Правительства РК от 8 июля 2015 года № 515 «Об утверждении Правил закупа услуг по хранению и транспортировке лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи единым дистрибьютором и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан»;

Устав Товарищества, утвержденный приказом Председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК от 20 ноября 2013 года № 902.

1. Введение

Единая система дистрибуции лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в Республике Казахстан создана в соответствии с постановлением Правительства РК от 11 февраля 2009 года № 134 «О некоторых вопросах по внедрению единой системы дистрибуции лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» с целью консолидации закупа ЛС, ИМН в рамках ГОБМП.

Постановлением Правительства РК от 7 ноября 2009 года № 1781 ТОО «СК-Фармация» определено единым дистрибьютором по закупу ЛС, ИМН, услуг по хранению и транспортировке ЛС, ИМН и заключение договоров, долгосрочных договоров, а также организацию закупа медицинской техники в рамках ГОБМП.

Согласно постановлению Правительства РК от 25 мая 2013 года № 516 «О мерах по реализации Указа Президента РК от 22 мая 2013 года № 571 «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики» права владения и пользования государственной долей участия переданы Министерству здравоохранения РК.

Обеспечение доступности лекарственных средств, их качества и безопасности, развитие отечественного фармацевтического производства, финансовая устойчивость системы здравоохранения определены основными направлениями реализации Национальной лекарственной политики в Государственной программе развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016 - 2019 годы, утвержденной Указом Президента РК от 15 января 2016 года № 176 (Государственная программа).

Для обеспечения экономической и физической доступности ЛС, ИМН, МТ Единый дистрибьютор, обладая значительным опытом закупа больших объемов медицинской продукции, будет совершенствовать механизмы закупа.

С целью снижения импортозависимости и обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения в пределах своей компетенции будут оказываться меры государственной поддержки обращению ЛС, ИМН, МТ отечественного производства, в том числе через заключение долгосрочных договоров поставки ЛС, ИМН и предоставление преференций в тендерных процедурах.

Для реализации Государственной программы в пределах компетенции Единого дистрибьютора будет приниматься комплекс мер по совершенствованию системы планирования закупа ЛС, ИМН, их рационального использования и учета.

Одним из рисков для Единой дистрибуции в рамках обеспечения граждан качественными и безопасными лекарственными средствами, и основной проблемой глобального фармацевтического рынка является продажа и распространение контрафактной продукции. Стратегия содержит задачи и мероприятия, способствующие снижению данного риска в рамках лекарственного обеспечения страны через внедрение системы отслеживания медицинской продукции от производителя до конечного потребителя.   

Другим важным вопросом, отраженным в Государственной программе, является обеспечение дальнейшего развития современных информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Одним из вызовов является отсутствие обеспечения оперативного обмена данными (интеграции) между информационными системами участников системы здравоохранения, соответствующей методологии, структуры бизнес-процессов, а также недостаточной автоматизации отдельных процессов. Указанное сужает возможности оперативного анализа информации и снижают качество и эффективность взаимодействия. Стратегия определяет ряд направлений, способствующих развитию информационных систем Единой дистрибуции.

Таким образом, в целях оказания своевременной и качественной медицинской помощи населению страны в предстоящий период деятельность Единого дистрибьютора будет направлена на обеспечение проведения своевременного и прозрачного закупа ЛС, ИМН, МТ; поддержки отечественного фармацевтического производства;  бесперебойной поставки ЛС, ИМН организациям здравоохранения; развитие взаимодействия с ними; повышения эффективности деятельности компании, в том числе через совершенствование информационно-коммуникационных технологий.

Вызовы, стоящие перед Единым дистрибьютором, обусловленные государственной политикой в сфере здравоохранения - переход к ОСМС, осуществляемыми интеграционными процессами - создание общего фармацевтического рынка ЕАЭС, а также планами государства по передаче ряда государственных и квазигосударственных организаций в рыночную среду.

Настоящая Стратегия является документом, определяющим развитие Единого дистрибьютора на 2017 – 2021 годы и включает в себя следующие элементы:

ключевые вызовы и их возможное влияние на деятельность Единого дистрибьютора;

сильные и слабые стороны Единого дистрибьютора, существующие угрозы и возможности для развития его деятельности;

миссия и видение Единого дистрибьютора;

основные направления развития Единого дистрибьютора на 2017 - 2021 годы с последующей их декомпозицией на цели и задачи;

Дорожная карта, содержащая сроки осуществления мероприятий, предусмотренных Стратегией, а также ключевые показатели деятельности Единого дистрибьютора в рамках поставленных задач.

2. Основные вызовы Единого дистрибьютора

Основными вызовами для Единого дистрибьютора являются следующие процессы:

-    введение обязательного социального медицинского страхования;

-   создание общего фармацевтического рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

- планируемая приватизация части государственных и квазигосударственных организаций.

2.1 Введение обязательного социального медицинского страхования.

Внедрение обязательного социального медицинского страхования будет осуществляться поэтапно до 2020 года.

Согласно Закону РК от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» (Закон об ОСМС) Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) будет выполнять функции стратегического закупщика медицинских услуг для оказания медицинской помощи населению страны и являться финансовым оператором государства для закупа услуг базового пакета - гарантированного объема бесплатных медицинских услуг, и дополнительного пакета в рамках обязательного социального медицинского страхования.

Основными направлениями деятельности ФСМС будут:

- сбор финансовых средств, поступающих в рамках обязательного социального медицинского страхования;

- распределение таких финансовых средств между субъектами здравоохранения, предоставляющими услуги по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

- ведение учета потребителей медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

- ведение учета субъектов здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

- создание и развитие информационной системы и электронных информационных ресурсов системы обязательного социального медицинского страхования.

Система будет построена на обязательных страховых платежах государства, работающего населения, работодателей и самозанятого населения.

При этом, сохранится централизованный закуп через Единого дистрибьютора ЛС, ИМН для стационарной помощи и дорогостоящих препаратов по социально-значимым заболеваниям, в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения (АЛО), приобретаемых за счет целевых текущих трансфертов (ЦТТ) по 12 нозологиям (противотуберкулезные, противодиабетические препараты, химиопрепараты, тромболитические ЛС для больных с острым инфарктом миокарда, факторы свертывания крови для больных гемофилией, ЛС для лечения больных с вирусными гепатитами В и С, антиретровирусные препараты для ВИЧ-инфицированных лиц, орфанные препараты, ЛС для лечения аутоиммунных заболеваний, в том числе миастения, иммунодефицитные состояния, хроническая почечная недостаточность с ренальной  анемией, муковисцидоз, мукополисахаридоз, болезнь Гоше, рассеянный склероз).

Планируется определить ЕД, как единого оператора ФСМС, осуществляющего закуп фармацевтических услуг в рамках АЛО по 37 нозологиям.

Основными участниками лекарственного обеспечения будут является:

ФСМС – администратор программ (аккумулирование отчислений и взносов ОСМС);

медицинские организации – поставщики медицинских услуг в рамках АЛО;

аптечные организации – поставщики фармацевтических услуг в рамках АЛО;

ЕД – как единый оператор фармацевтических услуг;

управления здравоохранения – организации, реализующие государственную политику в области здравоохранения на соответствующей административно-территориальной единице.

Закуп фармацевтических услуг будет осуществляться за счет средств ФСМС посредством заключения договора с ЕД, который в свою очередь будет заключать договоры непосредственно с поставщиками фармацевтических услуг, внесенных в перечень, утверждаемый ФСМС (рис.1).

Рис.1 Модель взаимодействия Единого дистрибьютора и ФСМС.

strategia skf 1

Отбор поставщиков фармацевтических услуг будет осуществляться управлениями здравоохранения городов Астана/Алматы, областей через тендерные комиссии по закупу фармацевтической услуги с участием территориальных департаментов ККМФД, ФСМС, ЕД.

Лекарственные средства по 37 нозологиям, необходимые для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению будут закупаться поставщиками фармацевтических услуг (аптеки) самостоятельно. Отпуск ЛС населению (диспансерные больные), поставщиками фармацевтических услуг будет осуществляться по выписанным рецептам врачей. Будет внедрен принцип возмещения расходов поставщикам фармацевтических услуг (аптеки) через ЕД, в порядке, определенном в НПА и договоре.

Учитывая международный опыт в Сербии, а также казахстанский опыт Фонда ОМС в 1996-1998 годы необходимо учитывать, что данная модель несет в себе определенные риски, в частности финансирование закупа ЕД будет зависеть от средств, выделяемых ФСМС, следовательно, при их дефиците, возрастает риск несвоевременной оплаты поставщикам фармацевтических услуг.

2.2 Влияние Евразийского экономического союза.

Возможности и угрозы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникают вследствие предстоящего функционирования общего рынка ЛС, ИМН и МТ.

Потенциальные возможности:

- принятие нормативных правовых документов (единых правил регистрации, маркировки, инструкций по применению ЛС, ИМН, МТ и другое) для обеспечения единых требований к безопасности, качеству и эффективности ЛС и ИМН, МТ на территории ЕАЭС;

- предоставление производителям возможности выбора референтного государства для осуществления процедуры регистрации ЛС и ИМН, МТ;  

- расширение рынка сбыта для ОТП.

Потенциальные ограничения (угрозы):

- медицинская продукция, незарегистрированная в соответствии с процедурой, установленной Евразийской экономической комиссией может быть реализована только на национальных рынках стран-членов ЕАЭС;

- увеличение риска проникновения контрафактного товара на казахстанский рынок.

Взаимодействие государств-членов ЕАЭС не должно противоречить общим правилам конкуренции, в противном случае это может привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов) скидок, надбавок, наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу рынка по территориальному принципу;

3) сокращению или прекращению производства отдельных видов ЛС, ИМН, МТ;

4) отказу от заключения соглашения с определенными продавцами (покупателями).

Указанные выше угрозы окажут влияние на обращение ЛС, ИМН, МТ в Казахстане, в первую очередь, будут затронуты механизмы поддержки ОТП, предусмотренные действующим законодательством РК.

Особого внимания и проработки требует вопрос борьбы с контрафактной продукцией.

2.3 Сохранение Единым дистрибьютором статуса организации со 100% государственным участием.

Одним из вызовов, который может повлиять на деятельность ЕД, является широкомасштабная приватизация части государственных и квазигосударственных организаций.

Передача функций закупа и дистрибуции ЛС, ИМН в конкурентную среду несет в себе ряд рисков: снижение лекарственной безопасности страны; несвоевременное лекарственное обеспечение медицинских организаций; снижение уровня логистической надежности; снижение уровня поддержки ОТП и замедление развития отечественного фармацевтического рынка; конфликт интересов частного Единого дистрибьютора между основной деятельностью Единого дистрибьютора и иными видами деятельности в сфере обращения ЛС и ИМН (лоббирование собственных интересов частной дистрибьюторской компанией, осуществляющей функции Единой дистрибуции); подрыв доверия инвесторов и отток инвестиций.

Централизованный закуп медицинской продукции частными организациями не распространен в мире. Как правило, данную важную социальную функцию в мире осуществляют организации, являющиеся частью или связанные с уполномоченными органами в сфере здравоохранения (рис.2).

Рис.2. Международный опыт централизованного закупа

strategia skf 2

Модель функционирования ЕД в рамках существующих вызовов.

Предполагается, что деятельность ЕД не будет трансформироваться под влиянием указанных выше вызовов в среднесрочной перспективе ввиду следующих факторов.

1. В международной практике, как правило, наряду с системой ОСМС может действовать централизованный закупщик медицинской продукции.  Более того, внедрение системы ОСМС и ФСМС требует определенного периода на становление всех механизмов. В краткосрочной перспективе, осуществление функций ЕД параллельно со становлением системы ОСМС представляется наиболее практичным.

2. Внедрение общего рынка ЛС, ИМН в рамках ЕАЭС окажет влияние на ОТП как позитивное влияние за счет расширения рынка сбыта, так и негативное влияние за счет повышения конкуренции. В рамках ЕАЭС ожидается, что к 2025 году у ЕД будет отсутствовать возможность заключать долгосрочные договоры (далее - ДД) с ОТП, поддержка которых является одной из приоритетных задач Единого дистрибьютора.

3. Более того, в краткосрочной перспективе внимания требует риск увеличения объема контрафактной продукции на фармацевтическом рынке Казахстана в связи с участием в ЕАЭС. Единый дистрибьютор, будет одним из важных игроков на общем рынке ЛС, ИМН и будет учитывать риски, связанные с его функционированием.

4. Передача социальной функции в рыночную среду несет за собой множество разнообразных рисков. Агентства по централизованному закупу медицинской продукции в мире являются, как правило, государственными организациями или организациями, имеющие сильную взаимосвязь с государственными органами здравоохранения. Осуществление функции единой дистрибуции медицинской продукции частной организацией не распространено в мире.

Кроме того, необходимо принимать во внимание успешную минимизацию рисков за счет организации централизованного закупа в прошлых периодах и в будущем в рамках перехода к ОСМС (таб.2).

Таб. 2. Минимизация рисков при централизованном закупе

strategia skf 3

4. Миссия, видение, девиз.

Миссия.

Бесперебойное и своевременное обеспечение ЛС, ИМН, МТ в рамках ГОБМП и ОСМС, поддержка развития отечественного фармацевтического производства.

Видение.

Единый дистрибьютор к 2021 году является эффективно функционирующей организацией с развитой информационной и логистической инфраструктурой, обеспечивающей доступность ЛС, ИМН, МТ населению Республики Казахстан.

Девиз.

«Забота о человеке. Качество. Эффективность. Доступность. Доверие.».

5. Стратегические направления развития Единого дистрибьютора

Настоящая Стратегия определяет следующие стратегические направления развития strategia skf 4Единого дистрибьютора:

первое направление – усовершенствование функции закупа;

второе направление – обеспечение бесперебойности поставок;

третье направление – развитие взаимодействия с организациями здравоохранения и фармацевтическим сектором;

четвертое направление – повышение эффективности деятельности Единого дистрибьютора.

5.1 Усовершенствование функции закупа

Основными целями и задачами по первому стратегическому направлению ЕД являются:

5.1.1 Повышение эффективности и гибкости процесса закупок ЕД:

  1. Заключение прямых договоров;
  2. Автоматизация процедуры закупа – электронный закуп.

5.1.2 Способствование развитию отечественного фармацевтического производства:

  1. Поддержка отечественных производителей.

5.1.3 Совершенствование организации закупа и обеспечения медицинскими изделиями (медицинская техника и ИМН) - (МИ) медицинских организаций

  1. Расширение централизованного закупа МИ;
  2. Автоматизация бизнес-процессов организации закупа МИ.

5.1.1Цель: Повышение эффективности и гибкости процесса закупок

В рамках данной цели Единым дистрибьютором будет продолжена работа по увеличению доли закупа безаналоговых ЛС по прямым контрактам с заводами-производителями, способствующая экономии бюджетных средств государства за счет исключения из цепочки закупа «посредников» в виде локальных коммерческих дистрибьюторских компаний.

Автоматизация процесса закупа позволит уменьшить трудозатраты, повысить прозрачность, сократить сроки процесса закупок и рассмотрения ценовых предложении потенциальных поставщиков.

1) Заключение прямых договоров.

Пути реализации:

Для установления и поддержания взаимного сотрудничества в рамках прямого закупа безаналоговых ЛС, исключения посредников и получения максимальной ценовой скидки запланированы следующие мероприятия:

- совершенствование процедуры взаимодействия с иностранными заводами-изготовителями, головными офисами крупных международных фармацевтических компаний, международных организаций, в том числе посредством регламентации процедуры заключения прямых договоров и возможных организационных решений;

-  совместный с другими странами закуп отдельных лекарственных средств;

- внесение предложения в уполномоченный орган в области здравоохранения о пересмотре сроков и периодичности утверждения Списка ЛС, ИМН, подлежащих закупу у ЕД;

- проведение имиджевых мероприятий для повышения узнаваемости Единого дистрибьютора на международном уровне.

КПД

Показателями эффективности выполнения задачи являются:

- доля наименований ЛС, ИМН по прямым договорам на поставку безналоговых ЛС, ИМН;

- доля наименований ЛС, ИМН по которым заключены долгосрочные (трехгодичные) прямые договоры;

- экономия денежных средств при закупе по прямым договорам в процентном выражении от общего объема закупа в денежном выражении;

- доля закупа по прямым договорам от общего объема закупа ЛС, ИМН в денежном выражении.

2) Автоматизация процедуры закупа - электронный закуп

Пути реализации.

Решение поставленной задачи позволит Единому дистрибьютору повысить прозрачность процесса закупок, сократить сроки и увеличить количественный показатель рассмотрения ценовых предложении. потенциальных поставщиков.

Процесс реализации данной задачи состоит из двух шагов (данные шаги могут реализовываться параллельно):

Разработка и внедрение отдельного модуля на портале электронных государственных закупок;

Разработка и внедрение модуля «Портал для поставщиков лекарственных средств и изделий медицинского назначения» на основе информационной системы Единого дистрибьютора (ИСЕД).

В рамках реализации первого шага, с учетом автоматизации процедуры закупа возможно внедрение механизма проведения аукциона путем автоматического сопоставления веб-порталом цен потенциальных поставщиков, возможность снижения цены поставщиками неограниченное количество раз (на данный момент, поставщикам разрешено вносить свое ценовое предложение только два раза). Кроме того, будет определен минимальный размер шага на снижение цены.

Важным элементом электронных закупок является получение актуальной информации о регистрации ЛС, ИМН. Для этого необходимо осуществить интеграцию с информационными системами здравоохранения, в том числе информационной системой НЦЭЛС.

Для реализации первого шага данной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:

- разработать Правила по организации и проведению электронного закупа ЛС, ИМН и МТ;

- предусмотреть компетенцию на принятие вышеназванных Правил в вышестоящем нормативном правовом акте (Кодексе),  а также внести соответствующие изменения в части установления возможности проведения конкурса на бумажных носителях и в электронном формате;

- подготовить план работ по переходу на электронный закуп, разработать технические требования, подготовить платформу в рамках портала электронных государственных закупок (ЭГЗ) по результатам переговоров с уполномоченным органом в сфере государственных закупок;

- осуществить интеграцию с информационными системами здравоохранения и НЦЭЛС для доступа к спискам зарегистрированных ЛС, ИМН в целях подтверждения информации о регистрации, предоставленной поставщиком на первом этапе процесса закупок, а также осуществления интеграции с иными ИС государственных организаций для обеспечения полноценного функционирования портала ЭГЗ;

- провести пилотную эксплуатацию системы, при которой будет проведено несколько небольших тендеров, для выявления областей, требующих доработки, а также необходимых дополнительных корректировок соответствующих нормативных правовых актов;

- переход на электронный закуп.

С учетом международного опыта, вторым шагом в рамках задачи автоматизации процесса закупа ЛС и ИМН является разработка и внедрение модуля «Портал для поставщиков ЛС, ИМН», на базе ИСЕД, к которому поставщики будут иметь доступ через учетную запись. Модуль предназначен для решения следующих задач:

- оперативное информирование о необходимости исполнения договорных обязательств, т.е. отслеживать и оповещать поставщиков о невыполнении договорных обязательств, в том числе, по поставкам на склады;

- переход на электронные договора на поставку ЛС, ИМН, подписание которых будет производиться с помощью электронной цифровой подписи;

- переход на электронные счета-фактуры;

- электронная рассылка разнарядок на поставку ЛС, ИМН и иных уведомлении необходимых для оперативного взаимодействия.

Корме того, данный модуль будет использоваться Единым дистрибьютором для оценки качества взаимодействия поставщиков с Единым дистрибьютором посредством автоматизации процесса анкетирования поставщиков.

Для реализации второго шага в рамках данной задачи необходимо реализовать следующие мероприятия:

- подготовить план работ по внедрению модуля «Портал для поставщиков ЛС, ИМН», разработать технические требования;

- разработать техническое задание для модуля «Портал для поставщиков ЛС, ИМН»;

- разработать модуль «Портал для поставщиков ЛС, ИМН»;

- интегрироваться с информационной системой электронных счетов-фактур Министерства финансов РК;

- провести пилотное внедрение модуля «Портал для поставщиков ЛС, ИМН»;

- запуск модуля «Портал для поставщиков ЛС, ИМН»;

КПД

Показателями эффективности выполнения первого шага текущей задачи служит:

- доля наименований ЛС, ИМН и МТ, по которым закуп проводился в электронном формате.

Показателями эффективности выполнения второго шага текущей задачи служат:

- доля электронных договоров, заключенных с поставщиками;

- доля электронных счетов-фактур, выданных поставщиками.

5.1.2Цель: Способствование развитию отечественного фармацевтического производства

Согласно поставленным Главой государства задачам, стимулирование отечественного производства является одним из приоритетных направлений развития страны.

В рамках данной цели Единый дистрибьютор в пределах своих полномочий будет способствовать развитию отечественного фармацевтического производства и минимизации импортозависимости лекарственного обеспечения.

1) Поддержка отечественных производителей

Пути реализации

Поддержка отечественных товаропроизводителей (ОТП) будет оставаться одной из приоритетных задач для Единого дистрибьютора.

Мероприятия:

- заключение с ОТП долгосрочных договоров поставки ЛС, ИМН (ДД), которые были произведены в соответствии со стандартами надлежащей производственной практики GMP, а также в соответствии со стандартами ISO (на регулярной основе);

- проведение мероприятий по увеличению срока действия ДД с 7 до 10 лет;

- ведение переговоров с ОТП и потенциальными инвесторами при формировании номенклатуры ЛС, ИМН, из действующего Списка ЕД, по которым возможно заключение ДД;

- ведение переговоров с ОТП и потенциальными инвесторами при формировании номенклатуры МТ из действующего Списка ЕД, по которым возможно заключение ДД поставки МТ;

- обеспечение сохранения преференций ОТП при проведении закупа ЛС, ИМН, МТ;

- осуществление контроля исполнения поставщиками обязательств по ДД;

Сотрудничество ЕД и ОТП на долгосрочной основе позволит создавать новые предприятия, производить ранее невыпускаемые препараты.

Выполнение поставленных задач позволит обеспечить государству национальную безопасность в части лекарственного обеспечения на случай проблем с поставками импортных лекарств или при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, будут созданы дополнительные рабочие места и повышена экспортная ориентированность казахстанских производителей.

КПД

Показателями эффективности выполнения данной задачи служат:

-  доля ЛС, ИМН, закупаемых у ОТП;

- доля ЛС, ИМН закупаемых у ОТП от общего объема закупа в денежном выражении;

- количество ЛС, ИМН по которым заключены ДД;

- доля ЛС, ИМН закупаемых у ОТП в рамках ДД.

5.1.3 Совершенствование организации закупа и обеспечения медицинскими изделиями (медицинская техника и ИМН) - (МИ) медицинских организаций

В рамках данной цели Единым дистрибьютором будут предприняты меры по расширению централизованного закупа медицинских изделий (МИ), автоматизации бизнес-процессов организации закупа МИ.

1)  Расширение централизованного закупа медицинских изделий.

Для решения вопроса планомерного оснащения медицинских организаций медицинскими изделиями, упорядочивания процедур планирования и закупа МИ будет инициирован вопрос расширения их перечня в ежегодном Списке ЕД.

Указанное позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств за счет консолидации закупа, способствовать повышению качества закупаемых медицинских изделий.

Наряду с этим будет проводиться работа по совершенствованию требований к МИ. Будут проводится мероприятия по взаимодействию с международными организациями ВОЗ, ЮНИСЕФ, EUDAMED, GMDN, созданию базы данных МТ высокого качества в соответствии с директивами безопасности Евросоюза и США.

Пути реализации:

- анализ рынка МИ для медицинских организаций, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь, таких как кардиохирургия, травматология, нейрохирургия, служба крови (ВСМП);

- разработка ценовой тарифной политики;

- внедрение проекта по закупу МИ для оказания ВСМП;

- повышение качества взаимодействия с организациями здравоохранения;

- создание двух координационных логистических складов МИ на базе крупных МО (г. Астана, г. Алматы);

КПД

Показателем эффективности выполнения поставленной задачи является:

-  доля охвата МО, участвующих в оказании ВСМП;

-  доля наименовании МИ, закупаемых у ОТП;

-  доля МИ, закупаемых у ОТП от общего объема закупа в денежном выражении.

2) Автоматизация бизнес-процессов организации закупа МИ.

Решение поставленной задачи позволит Единому дистрибьютору повысить эффективность процесса организации закупа МИ, снизить операционные расходы, сократить сроки выполнения сопутствующих функции за счет автоматизации.

Процесс реализации данной задачи состоит из трех шагов (2, 3 шаги могут реализовываться параллельно):

- определение информационной платформы для автоматизации бизнес-процессов организации закупа МИ;

- создание модуля для автоматизации бизнес-процессов организации закупа МИ (модуль закупа МИ) на базе выбранной информационной платформы;

- автоматизация процесса синхронизации, принятых в РК классификаторов МИ (на основе GMDN) с созданным модулем закупа МИ.

В рамках реализации первого шага будет определена информационная платформа для дальнейшей разработки модуля закупа МИ. В качестве информационной платформы будут рассмотрены ИСЕД и Система управления медицинской техникой Республиканского центра электронного здравоохранения (СУМТ). Выбор информационной платформы зависит от направления и возможности развития СУМТ, технологических решении двух систем, масштабности и организационных механизмов реализации. По итогам выбора информационной платформы будут разработаны технические требования к разработке модуля закупа МИ.

Выполнение второго шага зависит от первого шага:

- при выборе СУМТ как информационной платформы, в качестве разработчика будет выступать Республиканский центр развития здравоохранения;

- при выборе ИСЕД как информационной платформы ЕД будут предусмотрены ресурсы для разработки.

Вне зависимости от выбора информационной платформы разработка требований (методология, техническое задание, описание) и самой системы будет проводится совместно с РЦРЗ, НЦЭЛС, АО «Казмедтех». Модуль закупа МИ будет решать следующие задачи:

- сбор, учет и управление заявками на закуп МИ от заказчиков;

- учет, управление и формирование заключении уполномоченных органов на закуп МИ заказчиков (ККМФД, АО «Казмедтех»);

- управление договорами на закуп МИ;

- формирование сводных отчетов по бизнес-процессам.

На третьем шаге будут реализованы автоматизированные механизмы синхронизации номенклатуры модуля закупа МИ с номенклатурой МИ НЦЭЛС основанной на GMDN. Будут проведены работы совместно с НЦЭЛС, РЦЭЗ по созданию единой номенклатуры комплектующих к МИ. Синхронизация номенклатур необходимо для однозначной идентификации медицинских изделий при их государственной регистрации.

Выполнение указанной задачи обеспечит достоверность, сопоставимость, автоматизированную обработку информации и обмен данными по вопросам обращения МИ между заинтересованными организациями, а также субъектами обращения МИ.

Пути реализации:

- определение информационной платформы для автоматизации совместно с МЗСР, ККМФД, НЦЭЛС, РЦЭЗ;

- планирование работ, разработка технических требовании, оценка и мобилизация необходимых ресурсов;

- разработка технического задания для модуля закупа МИ на базе выбранной информационной платформы;

- разработка модуля закупа МИ на базе выбранной информационной платформы;

- проведение работ по синхронизации номенклатур МИ;

- запуск и внедрение модуля закупа МИ.

КПД

Показателем эффективности выполнения поставленной задачи является:

- доля заявок на закуп МИ заказчиков в электронном формате.

5.2. Обеспечение бесперебойности поставок

Основными целями и задачами в рамках данного стратегического направления являются:

6.2.1 Гарантирование надежности поставок:

  1. Создание неснижаемого запаса.

6.2.2 Совершенствование процессов логистической деятельности ЕД:

  1. Автоматизации процессов хранения и транспортировки ЛС, ИМН;
  2. Повышение эффективности логистических услуг путем изменения системы ценообразования.

5.2.1 Гарантирование надежности поставок.

Гарантирование надежности поставок является важным элементом деятельности ЕД и будет обеспечиваться наличием неснижаемого запаса ЛС, ИМН.

  1. Создание неснижаемого запаса Единого дистрибьютора.

Пути реализации.

Формирование неснижаемого запаса ЕД и полное соблюдение процедур по содержанию неснижаемого запаса снизит риск сбоя поставок ЛС и ИМН для МО в рамках ГОБМП и ОСМС в случая предусмотренных в ППРК 1729.

Для реализации данной задачи ЕД необходимо осуществить следующие мероприятия:

- внести предложение в уполномоченный орган в области здравоохранения по дополнениям в ППРК №1729 касательно способов финансирования неснижаемого запаса, регламентирования случаев списания ЛС, ИМН связанных с истечением установленных критериев по сроку годности, или исключению препарата из протоколов лечения;

- содействовать уполномоченному органу в области здравоохранения в разработке методологии по определению перечня и оптимального объема ЛС, ИМН неснижаемого запаса;

- внести предложение в уполномоченный орган в области здравоохранения по дополнениям в ППРК №1729 касательно сроков и формы утверждения Перечня ЛС, подлежащих закупу в рамках неснижаемого запаса;

- разработать процедуру мониторинга и пополнения неснижаемого запаса;

- разработать методологию оптимального распределения неснижаемого запаса по основным складам.

КПД

Ключевым показателем исполнения данной задачи является:

- число срывов поставок по наименованиям ЛС и ИМН, включенным в перечень неснижаемого запаса.

5.2.2 Совершенствование процессов логистической деятельности Единого дистрибьютора

Совершенствование процессов логистической деятельности ЕД будет осуществлено за счет автоматизации процессов хранения и транспортировки ЛС, ИМН; изменения тарификации услуг по хранению и транспортировке ЛС, ИМН.

1) Автоматизации процессов хранения и транспортировки ЛС, ИМН.

Пути реализации.

В рамках развития автоматизации логистики одним из шагов будет внедрение системы электронных закупок услуг хранения и транспортировки ЛС, ИМН.

Для реализации первого шага необходимы следующие мероприятия:

- разработка Правил по организации и проведению электронного закупа услуг по транспортировке и хранению ЛС, ИМН;

- утверждение Правил по организации и проведению электронного закупа услуг по транспортировке и хранению ЛС, ИМН, внесение соответствующих изменений в НПА, в части установления возможности проведения конкурса на бумажных носителях и в электронном формате;

- подготовка платформы в рамках портала ЭГЗ;

Вторым шагом в рамках реализации данной задачи будет совершенствование взаимодействия с логистическими компаниями путем внедрения системы ведения электронных счет-фактур для отпуска товаров со складов логистов заказчикам.

Мероприятия:

- проведение подготовительных работ и переговоров по интеграции с информационной системой Казначейства и порталом электронных счетов-фактур;

- внесение предложений по изменению соответствующих НПА для ведения электронных счетов-фактур;

- разработка системы и интеграция с информационными системами Министерства финансов РК.

Важным шагом в рамках задачи развития автоматизации логистики ЕД является внедрение системы отслеживания медицинской продукции в Республике Казахстан (tracking system).

Целями внедрения системы отслеживания медицинской продукции является предотвращение поступления на рынок контрафактных ЛС, регистрации объема импортной и отечественной фармацевтической продукции, ее распределения, накопления на складах дистрибьюторов, организаций здравоохранения и аптек, а также для регистрации объемов сбыта в онлайн режиме.

Высокий уровень зависимости от импортных ЛС в РК указывает на целесообразность системы прослеживания медицинской продукции на уровне единицы продажи (т.е. потребительской упаковки), в виду возможного эффективного выявления контрафактной продукции и ее изъятию из цепи поставок.

Внедрение подобной автоматизированной системы или комплекса интегрированных информационных систем на всех «участках» позволит снизить сбыт контрафактной продукции, повысить качество взаимодействия участников системы в целом, повысить транспарентность.

Ввиду большого охвата будет реализовано поэтапное внедрение системы отслеживания медицинской продукции.

Мероприятия:

- составление бизнес требований для создания информационной платформы проекта;

- внесение предложений по изменению соответствующих НПА, и подготовка проекта НПА в части автоматической идентификации медицинской продукции;

- планирование работ, разработка Устава проекта, оценка и мобилизация необходимых ресурсов;

Первый этап внедрения системы отслеживания медицинской продукции:

- отслеживание части импортной медицинской продукции поставляемых в рамках оборота Единого дистрибьютора;

- внедрение системы в дистрибьюторские компании и иностранных производителей;

- доработка системы и НПА по результатам внедрения системы.

Второй этап внедрения системы отслеживания медицинской продукции:

- отслеживание всей импортной медицинской продукции поставляемых в рамках оборота Единого дистрибьютора;

- внедрение системы в медицинские организации и контролирующие органы;

Третий этап внедрения системы отслеживания медицинской продукции:

- внедрение системы отслеживания медицинской продукции ОТП по всем группам контрагентов логистической цепи ЕД (дистрибьюторы, медицинские организации, склады, аптеки).

Наряду с указанным, субъекты логистической цепи должны осуществлять свою деятельность в соответствии с международными стандартами, с одновременным ужесточением контроля за соблюдением соответствующих требований, в том числе медицинскими организациями.

КПД

Показателем эффективности выполнения первого шага текущей задачи является:

- доля закупа услуг по транспортировке и хранению посредством электронного закупа.

Показателем эффективности выполнения второго шага текущей задачи является:

- доля электронных счетов-фактур, выданных логистами ЕД.

Показателями эффективности выполнения третьего шага текущей задачи служат:

- доля наименований медицинской продукции, закупаемых ЕД у иностранных производителей/представителей иностранных производителей, дистрибьюторов ЛС, по которым возможно отследить местонахождение в цепи поставок;

- доля наименований медицинской продукции, закупаемых ЕД у ОТП, имеющих уникальную маркировку, по которой возможно отследить местонахождение в цепи поставок.

2) Повышение эффективности логистических услуг путем изменения системы ценообразования

Пути реализации.

ЕД может снизить затраты на логистические услуги путем применения более детализированного подхода при определении стоимости логистических услуг и проведения анализа реальных затрат, что может быть достигнуто путем перехода от простой модели тарификации (комплексная логистическая услуга) к более детализированным моделям.

Комплексная логистическая услуга ЕД, в первую очередь, будет разделена отдельно на услугу хранения и услугу транспортировки. Первым шагом для решения данной задачи будет разработка более детализированной тарифной сетки.

Далее ЕД будет осуществлять переход от ценообразования за единицу товара к ценообразованию за партию товаров. В результате данного перехода ЕД будет иметь многоуровневую тарификацию (срочные и регулярные, за паллету и за коробку и т.п.) с частичной группировкой отдельных услуг при транспортировке и оказании складских услуг. При этом ЕД может осуществлять относительно простой расчет итоговых затрат на логистику и иметь относительно стабильный уровень затрат по аутсорсингу логистических услуг. При подобном подходе точность информации об объемах и прогнозируемости поставок будет влиять на величину затрат ЕД.

Для повышения эффективности логистической деятельности, необходимо рассмотреть возможность принятия большей части прямых договоров в конечном пункте в центре республики, рассмотреть вариант аэропорт г. Астаны. Данное решение ускорит принятие и перемещение термолабильного товара по всем основным складам регионов Единого дистрибьютора, за счет уменьшения расстояния для перевозки.

Следующим шагом повышения эффективности ценообразования на логистические услуги будет переход к тарификации за каждый вид/тип ЛС и ИМН (лекарственная форма) за каждый маршрут, отдельно услуги по входу продукции на склад, хранению, внутренней переработке, выходу и т.п. Подобный переход еще больше позволит снизить затраты ЕД на логистику. Данный подход подразумевает сложную систему расчета тарифов на логистические услуги.

Основными критериями разработанной системы ценообразования услуг логистики должны стать прозрачность, экономическая обоснованность и урегулированность НПА.

Мероприятия:

- создание справочника для детализации расходов на транспортировку, содержащего следующую информацию, включая, но не ограничиваясь: километраж (расстояние от склада до каждого заказчика), транспортное средство (государственный номер, модель, средний расход ГСМ, вместимость кузова и др.), параметры товара (длина/ширина/высота каждой упаковки, вес упаковки), и маршруты (нумерация маршрутов, нумерация рейсов, информация о фактически пройденном расстоянии конкретным транспортным средством с конкретным объемом продукции);

- разработка технических требовании для автоматизации сопутствующих бизнес-процессов;

- разработка соответствующего модуля ИСЕД и заполнение справочников;

- сопоставление результатов расчета расходов на оказание логистических услуг в ИСЕД на основании справочника с фактическими данными поставщиков логистических услуг, полученных в ходе отдельного маркетингового анализа, по расходам и корректировка соответствующего модуля ИСЕД;

Переход с использования комплексной ставки к тарификации (смешанная система тарификации) за партию ЛС и ИМН:

- разработка тарифной сетки для внедрения смешанной системы тарификации при оплате логистических услуг;

- пилотное внедрение смешанной системы тарификации (например, в одном регионе);

- полное внедрение данной системы тарификации ЕД.

Переход на более детализированную систему тарификации (в виду сложности внедрения простой модели тарификации, и соответствующего расчета итоговых затрат):

- разработка расширенной тарифной сетки для внедрения детализированной системы тарификации.

- пилотное внедрение детализированной системы тарификации (например, в одном регионе);

- полное внедрение детализированной системы тарификации ЕД.

Для разработки и внедрения целевой тарифной политики логистических услуг необходимо определить, разработать и внедрить соответствующую методологию расчетов услуг транспортировки и хранения с учетом следующих параметров:

- диагностика текущего состояния логистической системы ЕД на основе данных;

- анализ рынка логистических услуг в РК и за ее пределами;

- экономическое обоснование целевой тарифной политики;

- внедрение пилотного проекта новой тарифной сетки в одной области/городе или регионе.

КПД

Показателем эффективности выполнения текущей задачи служит снижение затрат на логистические услуги.

Нормативное регулирование ценообразования на логистику.

5.3 Развитие взаимодействия с организациями здравоохранения.

Основными целями и задачами по данному стратегическому направлению ЕД являются:

5.3.1 Расширение взаимодействия с организациями здравоохранения:

1) Расширение деятельности Единого дистрибьютора за счет предоставления услуг единого оператора в рамках ГОБМП и ОСМС;

2) Полное покрытие участников ГОБМП и ОСМС, закупающих ЛС и ИМН по Списку Единого дистрибьютора.

5.3.2 Повышение качества и эффективности взаимодействия с организациями здравоохранения:

1) Дальнейшая автоматизация взаимодействия с организациями здравоохранения, расширение функционала ИСЕД, синхронизация ее с другими информационными системами в области здравоохранения (ИСЛО, ГИС и др.);

2) Внедрение Ситуационно-аналитического центра.

3) Усовершенствование системы планирования потребности ОЗ в ЛС, ИМН.

5.3.1 Расширение взаимодействия с организациями здравоохранения.

1) Расширение деятельности Единого дистрибьютора за счет предоставления услуг единого оператора в рамках ГОБМП и ОСМС.

Для достижения поставленной цели ЕД переходит с 2017 года к закупу ЛС ОТП в рамках АЛО, а с 2018 года, как единый оператор закупа фармацевтических услуг для АЛО системы обязательного социального медицинского страхования, что позволит упорядочить поставки данных ЛС и ИМН в Казахстане.

В рамках данной задачи предусмотрены мероприятия и внедрение новых функций, которые будут способствовать повышению качества услуг, предоставляемых ЕД, ФСМС и уполномоченным органом в сфере здравоохранения.

Пути реализации.

Для решения поставленной задачи по расширению деятельности ЕД за счет предоставления услуг единого оператора в рамках ГОБМП и ОСМС в целевой схеме дистрибуции будут изменены подходы в работе с ОЗ, представлены предложения по изменению и дополнению в НПА, регулирующих деятельность, а также предусмотрены изменения в организационной в структуре ЕД.

КПД

Показателем эффективности исполнения задачи является:

- доля МО и поставщиков фармацевтических услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, в том числе АЛО.

2) Полное покрытие участников ГОБМП и ОСМС, закупающих ЛС и ИМН по Списку Единого дистрибьютора.

Лекарственное обеспечение на стационарном уровне, закупаемое через ЕД предоставляет равный доступ населению независимо от региона, месторасположения город/село, торгового наименования лекарственного средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН), производителя, цены.

Пути реализации.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также поддержки ОТП ЕД будет осуществлять охват всех МО - участников ГОБМП и ОСМС по части закупа ЛС, ИМН.

ЕД необходимо гарантированно обеспечить информирование всех МО - участников ГОБМП и ОСМС о закупе ЛС, ИМН по Списку ЕД. Важным мероприятием для достижения указанной задачи, а также снижения риска срыва обеспечения ЛС, ИМН в рамках ГОБМП и ОСМС является налаживание информационного обмена между ФСМС и ЕД в части Перечня поставщиков медицинских услуг, а также в части сумм, выделяемых ФСМС данным МО для закупа ЛС, ИМН, что позволит ЕД осуществлять мониторинг лимитов по закупу ЛС и ИМН каждой отдельной МО.

Мероприятия:

- актуализация справочников по Заказчикам (на регулярной основе);

- доступ в ИСЕД всем потенциальным заказчикам (на регулярной основе).

КПД

Показателем эффективности исполнения поставленной задачи является:

- доля МО, заключивших договор на оказание медицинских услуг по ГОБМП, зарегистрированных в ИСЕД.

Отсутствие единого метода закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения медицинскими организациями (на индивидуальной основе) потенциально влияет на качество и эффективность процесса закупа. Ввиду того, что ЕД имеет большой опыт проведения закупок, и владеет информацией о рынках лекарственных средств и изделий медицинского назначения и их участниках, расширение функций ЕД приведет к практическим результатам.

Дополнительные функции:

- создание и ведение базы данных о закупках ЛС, ИМН организациями здравоохранения в рамках ГОБМП и ОСМС, что позволит ЕД анализировать эффективность планирования закупа МО;

- мониторинг и анализ закупа организаций здравоохранения ЛС и ИМН в рамках ГОБМП и ОСМС, что позволит ЕД увеличить прозрачность процесса закупок, и ускорить процесс подготовки отчетов закупкам МО ЛС и ИМН в рамках ГОБМП и ОСМС (в том числе, но не ограничиваясь по количествам и суммам закупленных организациями здравоохранения ЛС и ИМН) для заинтересованных сторон;

- рассмотрение вопроса реализации невостребованных ЛС, ИМН медицинским организациям вне рамок ГОБМП и ОСМС, что позволит ЕД уменьшить долю лекарственных средств с истекшим сроком годности, а также снизить потери государственного бюджета от списания данных лекарственных средств.

Осуществление указанных функций возможно на базе ИСЕД, планируемых к созданию САЦ и электронного портала закупок.

Для реализации задачи по расширению функций ЕД в части взаимодействия с заказчиками будут осуществлены следующие мероприятия.

Внесение предложений в уполномоченный орган о расширении функций ЕД:

- функция создания и ведения базы данных о закупках ЛС, ИМН организациями здравоохранения в рамках ГОБМП и ОСМС;

- функция мониторинга и анализа закупа организаций здравоохранения ЛС и ИМН в рамках ГОБМП и ОСМС.

КПД

Показателями эффективности выполнения текущей задачи служат:

- количество нарушений сроков предоставления отчетов закупок ЛС, ИМН в рамках ГОБМП заинтересованным сторонам;

- доля потерь денежных средств, связанных со списанием ЛС и ИМН от всего объема невостребованных ЛС и ИМН.

5.3.2 Повышение качества и эффективности взаимодействия с организациями здравоохранения.

Для повышения качества и эффективности взаимодействия с организациями здравоохранения будет осуществлена дальнейшая автоматизация взаимодействия с организациями здравоохранения, расширение функционала ИСЕД, синхронизация ее с другими информационными системами в области здравоохранения (ИСЛО, ГИС и др.); внедрение Ситуационно-аналитического центра; усовершенствование системы планирования потребности ОЗ в ЛС, ИМН.

Потребителями услуг ЕД являются заказчики, в лице ОЗ, в том числе МО, оказывающих медицинские услуги в рамках ГОБМП. Решение задачи по дальнейшей автоматизация ИСЕД позволит сократить сроки и повысить гибкость при взаимодействии с заказчиками.

Для повышения эффективности управления путем интеграции информационных систем ЕД и здравоохранения в единый информационный комплекс, автоматического сбора и обработки полученных данных, и совершенствования информационно-аналитического обеспечения будет внедрен Ситуационно-аналитический центр.

В целях повышения качества взаимодействия с ОЗ планируется совершенствование системы планирования потребности в ЛС, ИМН. Решение данной задачи позволит обеспечить бесперебойность поставок, а также будет способствовать развитию инструментов планирования потребности в медицинской продукции.

1) Дальнейшая автоматизация взаимодействия с организациями здравоохранения, расширение функционала ИСЕД, синхронизация ее с другими информационными системами в области здравоохранения (ИСЛО, ГИС и др.).

Пути реализации.

Одним из шагов автоматизации взаимодействия с заказчиками является развитие ИСЕД. Будет осуществлен переход на полное электронное взаимодействие с медицинскими организациями, что позволит сократить расходы ЕД и МО путем отказа от бумажного документооборота. Первый шаг будет включать в себя развитие модуля «Портал для заказчиков» ИСЕД. Модуль включает в себя следующие элементы:

- обучающие материалы для пользователей: видео уроки по формированию предварительных/окончательных/дополнительных заявок и отчетов по остаткам ЛС и ИМН;

- просмотр договоров Заказчиками;

- прайс-лист: просмотр и экспорт списка ЛС и ИМН ЕД;

- просмотр счетов-фактур Заказчиками;

- сбор предварительных, окончательных, дополнительных заявок;

- сбор заявок на отказ от ЛС и ИМН по заключенным договорам между ЕД и Заказчиком;

- сбор отчетов по остаткам ЛС и ИМН на складах у Заказчиков;

- просмотр отчетов по отгрузкам своих товаров Заказчиками;

- просмотр отчетов по взаиморасчетам по заключенным договорам между ЕД и Заказчиком;

- отчет по объему невостребованного остатка ЛС и ИМН;

- отчет по обеспечению ЛС и ИМН казахстанского содержания;

- мониторинг сбора отчета по остаткам ЛС и ИМН на складах ЕД.

Для реализации перехода на электронные заявки будет инициировано внесение изменений в НПА для отказа от бумажной версии заявок для закупа и придание юридической силы электронной подписи.

Важным шагом развития «Портала для заказчиков» является переход на электронные счета-фактуры и договора с заказчиками после интеграции с соответствующими информационными системами Министерства финансов РК.

Данный модуль также будет использоваться ЕД для оценки качества взаимодействия заказчиков с ЕД посредством автоматизации процесса анкетирования МО, осуществляющих закуп ЛС, ИМН и МТ у ЕД.

Мероприятия:

- внесение предложений по изменению соответствующих НПА для перехода к электронным заявкам заказчиков;

- проведение подготовительных работ и переговоров по интеграции с информационной системой Казначейства и порталом электронных счетов-фактур Министерства финансов РК;

- внесение предложений по изменению соответствующих НПА для ведения электронных договоров и счетов-фактур;

- прохождение аттестации на соответствие требованиям информационной безопасности согласно действующему законодательству РК;

- планирование работ, разработка Устава проекта, оценка и мобилизация необходимых ресурсов;

- разработка системы и интеграция с информационными системами Министерства финансов РК.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении является одним из основных направлений. Взаимодействие / интеграция с рядом информационных систем здравоохранения улучшит возможности ИСЕД и, как следствие, будет способствовать дальнейшему развитию Единой дистрибуции. Планируется  интеграция с рядом информационных систем, в том числе ИС РЦЭЗ, НЦЭЛС, СУЛО, ИСЛО, госпитально-информационными системами заказчиков и системами КОМУ (в дальнейшем информационными системами ФСМС).

Указанная интеграция, в том числе информационный обмен между ЕД и соответствующими государственными органами, в целом, соответствует презумпции открытости (обеспечение свободного доступа к электронным информационным ресурсам, содержащим информацию о деятельности государственных органов, и обязательного их предоставления, кроме электронных информационных ресурсов, доступ к которым ограничен в соответствии с законами РК), указанной в Законе РК «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года.

Интеграция с информационными системами РЦЭЗ предоставит возможность ЕД получать следующие данные: 

- детализированный справочник ЛС, ИМН, идентификатором которого является регистрационное удостоверение (РУ), основанный на государственной базе данных ЛС, ИМН и МТ;

- детализированный справочник серии, заключений о безопасности и качестве в разрезе РУ, выданных НЦЭЛС;

- данные по расходу ЛС, ИМН медицинскими организациями, в разрезе каждого РУ, листа назначения и данных пациентов;

- иные данные для вторичной проверки корректности планирования потребностей заказчиков.

Интеграция с ИС НЦЭЛС будет способствовать обмену информации с ЕД. Для НЦЭЛС будет доступна информация по ценам на ЛС, ИМН, МТ по которым был произведен закуп, в то время, как ЕД получит доступ к справочнику всех зарегистрированных ЛС, ИМН, МТ с регистрационными номерами, описания ЛС, ИМН, МТ, показателей фармацевтических клинических исследований, существующих дженериков, ЛС, ИМН, прошедших процедуру оценки безопасности и качества, а также зарегистрированных в РК серийных номеров,  и цен на ЛС и ИМН в зарубежных странах, используемых для референтного ценообразования.

Интеграция с ИСЛО предоставит ЕД информацию касательно объемов АЛО.

Интеграция с госпитально-информационными системами заказчиков позволит получать оперативные данные по учету ЛС, ИМН и избежать риски неправильного планирования потребности заказчиками.

Реализация второго шага в рамках задачи по дальнейшей автоматизации взаимодействия с заказчиками потребует выполнения следующих мероприятий ЕД:

- завершение подготовительных работ по интеграции с государственными ИС;

- планирование работ, разработка Устава проекта, оценка и мобилизация необходимых ресурсов;

-   реализация интеграции с СУЛО (оператор ИС - РЦЭЗ);

-   реализация интеграции с ИСЛО (оператор ИС – РЦЭЗ);

-   реализация интеграции с другими ИС НЦЭЛС;

-  реализация интеграции с другими ИС КОМУ (в дальнейшем с ИС ФСМС);

- реализация интеграции с госпитально-информационными системами заказчиков.

2) Разработка и внедрение Ситуационно-аналитического центра.

Ситуационно-аналитический центр ЕД (САЦ) будет являться информационным инструментом для повышения эффективности управления путем интеграции информационных систем ЕД и сферы здравоохранения в единый информационный комплекс, автоматического сбора и обработки полученных данных, и совершенствования информационно-аналитического обеспечения деятельности ЕД.

Целями внедрения САЦ являются:

- повышение эффективности и оперативности деятельности структурных подразделений ЕД в вопросах выработки управленческих решений в области основного предмета деятельности ЕД;

- интеграция в единый комплекс информационных потоков данных от существующих информационных систем ЕД, уполномоченного органа  в сфере здравоохранения и смежных ИС, участвующих в информационном наполнении базы данных САЦ;

- организация сбора своевременной, полной и достоверной информации от структурных подразделений ЕД, необходимой в процессе принятия решений в области основного предмета деятельности ЕД;

- совершенствование информационно-аналитического обеспечения деятельности ЕД.

Для осуществления данного шага ЕД необходимо реализовать следующие мероприятия:

- формирование и установка аппаратной части САЦ;

- разработка информационной аналитической системы САЦ;

- создание регламентирующей базы для САЦ;

- ввод САЦ в пилотную эксплуатацию;

- проведение работ по совершенствованию функциональных возможностей информационной аналитической системы САЦ;

- интеграция САЦ с внешними информационными системами;

- ввод САЦ в промышленную эксплуатацию.

КПД

Показателями эффективности выполнения первого шага служат:

- доля заявок, принятых в электронном формате и/или подписанных электронной подписью от общего количества заявок на закуп;

-  доля электронных договоров с заказчиками;

-  доля электронных счетов-фактур, выданных заказчикам.

Эффективность выполнения будет определяться количеством показателей, по которым будет осуществляться мониторинг в рамках САЦ.

3) Усовершенствование системы планирования потребности ОЗ в ЛС, ИМН в СЕД.

Пути реализации.

В целях совершенствования процесса планирования и точности прогнозирования, прозрачности движения ЛС, ИМН внутри медицинской организации планируется модернизация учета медицинской продукции и автоматизация бизнес-процессов с интеграцией с ИСЕД.

КПД:

- доля ОЗ с эффективным правильным планированием (без остатков и отказов), корректно представивших потребность ЛС и ИМН в рамках ГОМП и ОСМС.

5.4 Повышение эффективности деятельности ЕД.

5.4.1 Повышение эффективности системы управления ЕД:

1) внедрение структурного подразделения внутреннего контроля;

2) внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9001;

3) соответствие действующему антикоррупционному законодательству РК, внутренним регламентам органа управления, мировым практикам и международным документам по борьбе с коррупцией;

4) внедрение системы мониторинга качества взаимодействия с поставщиками и заказчиками.

5.4.2 Усиление кадрового потенциала ЕД:

1) Гарантирование прозрачности деятельности кадров;

2) Развитие кадрового потенциала.

5.4.1 Повышение эффективности системы управления ЕД.

Эффективная система управления ЕД является важным фактором в обеспечении бесперебойного снабжения медицинской продукцией. Для реализации поставленной цели будут внедряться новые, и развиваться ряд своих существующих процессов.

Реализация задач по усилению внутреннего контроля повысит, как качество управления, так и эффективность деятельности каждого отдельного структурного подразделения.

Реализации задачи внедрения системы менеджмента качества (СМК), будет способствовать однозначному разделению обязательств внутри организации и повышению качества оказываемых ЕД услуг для ОЗ. Повышение качества деятельности ЕД будет, в том числе, обеспечено, в рамках данной задачи, путем внедрения процессного подхода в ее деятельность, который подразумевает представление взаимосвязанных процессов и управление ими.

Повышение транспарентности деятельности является важной задачей ЕД. Внедрение ряда внутренних документов и осуществление деятельности в рамках антикоррупционного законодательства позволит совершенствовать внутренние процессы ЕД, и, как следствие повысит эффективность его управления.

Отслеживание качества работы с основными контрагентами (поставщиками и заказчиками) является одним из важных элементов системы управления.

1) Внедрение структурного подразделения внутреннего контроля.

Пути реализации

Реализация постоянного контроля будет осуществляться структурным подразделением внутреннего контроля (СПВК).

Целью создания СПВК является управление внешними рисками и минимизация последствий, возникающих, вследствие нарушений профессиональных, этических, законодательных требований, стандартов, применимых к деятельности ЕД, оценка эффективности бизнес-процессов, мониторинг надлежащего исполнения бизнес-процессов, предоставление рекомендаций по совершенствованию деятельности.

СПВК будет независимым структурным подразделением, основным функционалом которого будет управление внешними рисками, контроль и мониторинг соблюдения регуляторных требований, предотвращение мошенничества, коррупции, отмывания доходов, контроль за надлежащим исполнением финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения кодекса деловой этики и других внутренних политик и процедур, контроль за внутренней безопасностью и качеством выполняемой деятельности.

СПВК будет подчиняться и отчитываться Председателю Правления, что обеспечит независимый статус во взаимоотношениях со структурными подразделениями. Порядок осуществления контроля и мониторинга будут определены Положением СПВК и регламентированы Политикой СПВК.

Внедрение СПВК будет осуществлено путем реализации следующих мероприятий:

- внесение изменений в Устав и внутренние нормативные документы ЕД связанных с внедрением СПВК;

- утверждение Положения о СПВК, определяющего независимый статус СПВК, задачи и функции СПВК, регламентирующего процесс взаимодействия со структурными подразделениями ЕД и Правлением;

- утверждение Политики СПВК по осуществлению контроля и мониторинга, регламентирующей процесс проведения проверок, включая составление и утверждение годового плана проверок, основанном на риск-ориентированном подходе;

- согласование Положений и Политики с Председателем Правления и Наблюдательным Советом.

- информирование сотрудников о целях и функциях СПВК и его полномочиях.

2) Внедрение Системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9001

Пути реализации

В рамках повышения качества услуг и обеспечения удовлетворенности контрагентов услугами ЕД, будет внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001. Использование стандарта будет содействовать развитию согласованности во взаимодействии сотрудников и подразделений, повысит осведомленность ЕД о своих обязанностях и обязательств в выполнении потребностей и ожиданий МО и других заинтересованных сторон, а также будет гарантировать, что МО и другие контрагенты будут получать услуги стабильно хорошего качества.

В рамках реализации текущей задачи ЕД будет осуществлять следующие мероприятия:

- разработка и внедрение корпоративной и IT-архитектуры ЕД;

- разработка и внедрение внутренней документации в рамках СМК, необходимой для обеспечения соответствия деятельности ЕД требованиям выбранной модели СМК;

- анализ СМК ЕД на соответствие требованиям ИСО 9001, и сертификация СМК на соответствие требованиям ИСО 9001.

КПД

Показателем эффективности выполнения текущей задачи служит:

наличие у ЕД действительного сертификата на соответствие СМК по стандарту ИСО 9001.

3) Соответствие действующему антикоррупционному законодательству РК, внутренним регламентам органа управления, мировым практикам и международным документам по борьбе с коррупцией.

Пути реализации

Для реализации данной задачи, на базе СПВК будет построена интегрированная функция по противодействию коррупции, соответствующая международным стандартам и действующему законодательству РК. Для осуществления данного шага ЕД будут реализованы следующие мероприятия:

- создание антикоррупционной политики ЕД, регламентирующей функцию противодействия коррупции, соответствующих антикоррупционному законодательству и передовым практикам в области противодействия коррупции;

- совершенствование системы приема и обработки сообщений блога Председателя Правления и создание «горячей линии» для сотрудников ЕД, поставщиков и других контрагентов: регламентация процесса приема, обработки и расследования, принятых на «горячую линию» сообщений.

Вторым шагом реализации данной задачи будет повышение эффективности и прозрачности взаимодействия с потенциальными поставщиками в процессе закупа (наряду с реализацией задачи по внедрению электронного закупа).

Для реализации данного шага ЕД будут реализованы следующие мероприятия:

- создание внутренних нормативных документов, повышающих прозрачность взаимодействия с поставщиками, включающие, в том числе антикоррупционную оговорку в договорах с поставщиками (обеспечение выполнения антикоррупционных законов и принципов, противодействия коррупции и взяточничеству);

- проверка потенциальных поставщиков, в том числе на соответствие принципам и требованиям Антикоррупционной политики.

- совершенствование механизма раскрытия информации о заключенных договорах поставки, включающее формирование и публикацию годовых отчетов о взаимодействии с поставщиками с указанием показателей эффективности, прозрачности и результативности взаимодействия;

- минимизация закупов из одного источника (за исключением случае заключения договоров с ОТП и с иностранными заводами-изготовителями в соответствие с ППРК 1729) и публикация информации обо всех договорах из одного источника с указанием обоснования о невозможности/нецелесообразности проведения конкурса.

4) Внедрение системы мониторинга качества взаимодействия с поставщиками и заказчиками.

Пути реализации

В целях повышения прозрачности процессов закупа, взаимодействия с поставщиками и заказчиками будет проводиться регулярный мониторинг качества взаимодействия. Оценка качества взаимодействия может включать следующие критерии:

- степень удовлетворенности качеством взаимодействия с работниками ЕД (к примеру, этичность работников, уровень сервиса, своевременность ответов на вопросы/запросы и т.п.);

- степень удовлетворенности процедурой закупа;

- степень удовлетворенности выполнением договорных обязательств (включая своевременную оплату, сроки поставок и прочее);

Мониторинг качества взаимодействия будет проводится методом анонимного анкетирования по двум группам: поставщики и заказчики. Анкетирование будет проводиться дистанционно на постоянной основе. Опросники будут доступны всем поставщикам и заказчикам в открытом доступе. Промежуточные результаты анкетирования будут подводиться на регулярной основе, итоговые результаты будут подводиться не менее одного раза в год. Основные составляющие опросника:

- общая информация о поставщике/заказчике;

- степень взаимодействия поставщика/заказчика с ЕД;

- оценка качества взаимодействия ЕД с поставщиками/заказчиками.

В рамках реализации данной задачи будут реализованы следующие мероприятия:

- разработка методологии по проведению анкетирования и формированию отчетов по результатам опросов по группам;

- определение периодичности опросов и их закрепление в соответствующих внутренних документах ЕД;

- разработка анкет для целей проведения мониторинга качества взаимодействия с поставщиками/заказчиками ЕД;

- автоматизация процедуры мониторинга качества взаимодействия на базе ИСЕД для ускорения процесса проведения опроса и обработки анкет сотрудниками ЕД.

Разъяснение важности участия в опросе и предоставление пояснений по ключевым вопросам данного мониторинга поставщикам и заказчикам ЕД.

КПД

Результаты анкетирования должны быть репрезентативными. Данная характеристика мониторинга будет представлена в виде показателя репрезентативности мониторинга, который показывает:

- доля поставщиков, принявших участие (предоставивших свои ответы) в мониторинге за определенный период в целевом значении количества поставщиков, необходимом для гарантирования репрезентативности мониторинга;

- доля заказчиков, принявших участие (предоставивших свои ответы) в мониторинге за определенный период в целевом значении количества заказчиков, необходимом для гарантирования репрезентативности мониторинга.

Результатом проведения мониторинга наряду с качественными комментариями поставщиков/заказчиков, будут количественные оценки, выраженные с помощью комплексных показателей:

- общий коэффициент удовлетворенности поставщиков взаимодействием с ЕД;

- общий коэффициент удовлетворенности заказчиков взаимодействием с ЕД.

- методология расчета данных показателей будет определена ЕД.

5.4.2 Усиление кадрового потенциала ЕД.

Для реализации данной цели планируется повышать транспарентность деятельности сотрудников. Данная задача особенно актуальна в связи со значительными объемами денежных средств, которыми оперирует ЕД.

Повышение квалификации сотрудников, их производительности труда, способность адаптироваться к динамичной среде являются важной задачей для любой организации.

Расширение функционала деятельности в рамках обязательного социального медицинского страхования также потребует увеличения последовательного качественного кадрового расширения и профессионализации путем модернизации ее организационной структуры, в том числе создания территориальных подразделений Единого дистрибьютора и привлечения лучших отечественных и зарубежных экспертов.

1) Гарантирование прозрачности деятельности кадров

Пути реализации

Для повышения прозрачности деятельности кадров будет предприняты следующие мероприятия:

- создание внутренних нормативных документов, повышающих прозрачность деятельности кадров, регулирующих, но не ограниченных следующими вопросами: корпоративная этика; урегулирование ситуации возникновения конфликта интересов;

- проведение обучения и обеспечение полной вовлеченности персонала в процесс противодействия коррупции на регулярной основе.

- создание и внедрение системы оценки кандидатов при приеме на работу, в том числе на основе требований Антикоррупционной политики и документов об урегулировании конфликта интересов.

КПД

Показателями эффективности выполнения текущей задачи служат:

- внедрение нормативных документов, повышающих прозрачность деятельности кадров;

- доля сотрудников ЕД, ознакомившихся с ВНД, повышающими прозрачность деятельности кадров.

2) Развитие кадрового потенциала

Пути реализации.

Наличие программ обучения и обмена опытом для сотрудников будет являться неотъемлемой частью развития ЕД.

Развитие кадрового потенциала компании будет осуществлено посредством выполнения следующих мероприятий:

- проведение мероприятий по обучению, необходимого для повышения эффективности сотрудников, включая, но не ограничиваясь: отечественные и международные программы обучения, обучающие семинары, тренинги и т.п. (на постоянной основе);

- организация сотрудничества по обмену опытом с международными организациями, в том числе ВОЗ;

- тестирование сотрудников для определения уровня профессионализма и знания ВНД (на регулярной основе);

- внедрение системы поощрения во взаимосвязи с результатами работы. 

КПД

Показателями эффективности исполнения поставленной задачи являются:

- выполнение плана обучения сотрудников;

- средняя оценка тестирования сотрудников. 

Image