Лекарственные средства передовой терапии. Особенности и сложности применения
5 апреля 2022 года в Алматы прошла III Международная научно-практическая конференция «Рациональное применение инновационных лекарственных средств в практической медицине». В работе конференции приняли участие известные отечественные и зарубежные специалисты в области клинической фармакологии, неврологии, ревматологии, эндокринологии, онкологии, онкогематологии, гематологии, дерматологии, организаторы системы здравоохранения, научные работники, практические врачи, провизоры, представители отечественных и зарубежных фармацевтических компаний. Организаторами мероприятия выступили НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»; РОО «Профессиональная ассоциация клинических фармакологов и фармацевтов»; Ассоциация международных фармацевтических производителей в Республике Казахстан; ОЮЛ в форме «Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности Республики Казахстан». В рамках конференции прошли специальные сессии, в ходе которых были заслушаны доклады по применению биотехнологических препаратов, фармаконадзору, доказательной медицине и фармакоэкономике от ведущих специалистов в данных областях. С докладом о рациональном применении лекарственных средств передовой терапии выступила Президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марина Дурманова.
Она отметила, что в настоящее время во всем мире наблюдается активное развитие биотехнологий. Эта наука в буквальном смысле развивается семимильным шагами. Ну, а в результате мы являемся свидетелями появления препаратов передовой терапии. Их перечень растет, а показания для применения расширяются.
Препараты передовой терапии не могут не удивлять новыми революционными возможностями лечения смертельных и в значительной степени неизлечимых заболеваний. Они демонстрируют огромные терапевтические преимущества, а их эффективность, конечно же, превышает показатели эффективности стандартных методов лечения, применяемых в настоящее время.
Марина Дурманова пояснила, что в соответствии принятой в мире классификацией, лекарственные cредства передовой терапии (ЛСПТ) можно разделить на 4 основные группы: препараты генной терапии, соматической клеточной терапии, лекарственные средства, разработанные с использованием тканей, и комбинированные лекарственные препараты передовой терапии. Последние состоят из одной из первых трех категорий в сочетании с одним или несколькими медицинскими устройствами как неотъемлемой частью продукта. Они могут сочетаться с химическими элементами, такими как металлические имплантаты или полимерные каркасы.
На сегодняшний день большинство одобренных препаратов передовой терапии нацелены на показания к орфанным, наследственным генетическим заболеваниям, неизлечимым формам рака и т.д. Это может быть генная терапия на основе плазмид, ретровирусная генная терапия, целенаправленный ремонт генов для регуляции, восстановления, замены, добавления или удаления генетической последовательности, использование генов супрессоров опухолей, генная терапия с использованием вирусных векторов, клеточная инженерия, клеточная трансплантация, соматическая клеточная терапия, терапия стволовыми клетками, тканевая инженерия и многое другое.
В качестве примера докладчик привела препараты, разработанные на основе технологий химерных антигенных рецепторов и предназначенные для лечения пациентов с диффузной крупноклеточной В-клеточной лимфомой. Это индивидуальная CAR-T-терапия. В данном случае для лечения используются собственные Т-лимфоциты отдельного пациента, которые подвергаются генетической модификации. В их геном вводится новый ген, под контролем которого в клетке начинает синтезироваться специфический белок, способный связываться со специфическим антигеном раковых клеток, и нацелено уничтожать их. Соответственно, после модификации Т-лимфоциты вводятся обратно пациенту и уничтожат раковые клетки.
В ходе своего доклада Марина Ивановна рассказала об особенностях препаратов передовой терапии. Так, по ее словам, они сложны с точки зрения разработки, исследований, производственных процедур, требуют специальных процессов утверждения, применения, очень индивидуализированы и, как следствие, исключительно дороги.
Конечно, разработка ЛСПТ сложна для эффективного управления в рамках существующих в настоящее время нормативных рамок. Но, однозначно одно, - законодательные и нормативные требования к таким препаратам должны обеспечивать баланс между безопасностью пациентов и продвижением инноваций.
В странах с развитым регулированием обращения фармацевтических и биологических продуктов, уже разработаны стандарты надлежащей клинической и производственной практики, которые применяются для лекарственных средств передовой терапии. Они адаптированы к конкретным характеристикам ЛСПТ, учитывают особенности их клинического применения и сложные производственные сценарии, используемые для них. Кроме того, применение таких препаратов также требует особенных условий и протоколов, обученных высококвалифицированных кадров. Все это подразумевает введение специальных процессов лицензирования и сертификации. Причем, в рамках этой сертификации персонал, участвующий в назначении, введении и управлении препаратов, должен иметь компетенции распознавать побочные реакции и управлять ими.
Марина Дурманова особо отметила, что Казахстан является первой страной из государств ЕАЭС, которая ввела в свое законодательство нормативные документы, регулирующие процессы доступа к применению и собственно применения препаратов передовой терапии. Так, приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-240/2020 были утверждены правила применения лекарственных средств передовой терапии в рамках исключения из стандартной процедуры допуска на рынок, а также перечень медицинских организаций, имеющих право осуществлять такое лечение. Несколько позже приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-312/2020 были утверждены правила допуска к применению, применения и мониторинга эффективности и безопасности применения лекарственных средств передовой терапии.
В соответствии с казахстанским законодательством, ЛСПТ – это лекарственные средства, получаемые биотехнологическим или биоинженерным путем, которые предлагают новые возможности для лечения заболеваний и травм, включая средства для генной терапии, соматической клеточной терапии, тканевой инженерии. Видно, что у нас введена практически такая же классификация этих лекарственных средств, как и во всем мире.
С принятием этих документов, препараты передовой терапии в Казахстане могут быть допущены к клиническому применению без регистрации в рамках исключения из стандартной процедуры допуска на рынок. При этом к медицинским организациям, имеющим право осуществлять лечение ЛСПТ отнесены: национальные центры, научные центры и научно-исследовательские институты клинического профиля, университетские больницы.
Докладчик напомнила, что в нашей стране уже имеется и опыт применения препаратов передовой терапии. В марте этого года в Казахстан был доставлен препарат генной терапии Zolgensma. Министерством здравоохранения Казахстана была определена медицинская организация, на базе которого пациенты уже получают инфузии препарата, – это Национальный научный медицинский центр материнства. Напомню, препарат предназначен для лечения детей младше двух лет, страдающих спинальной мышечной атрофией. Zolgensma представляет собой аденоассоциированную вирусную векторную генную терапию, которая нацелена на причину этого заболевания. Вектор доставляет полностью функциональную копию гена SMN человека в мотонейроны. Внутривенное введение Zolgensma приводит к экспрессии белка SMN в двигательных нейронах ребенка, что улучшает мышечные движения и функции, а также выживание ребенка. Первое применение препарата у четырех детей и обучение казахстанских специалистов в данной сфере стало возможно благодаря финансированию Фонда «Қазақстан халқына».
Как сообщала Марина Дурманова, говорить о рациональном применении ЛСПТ достаточно сложно, поскольку в мире и в РК пока имеется весьма ограниченный опыт их использования. Эта прорывная область медицины делает только первые шаги и регуляторы развитых стран только разрабатывают эти подходы. Но однозначно одно, что уникальность этих методов лечения ставит перед нами серьезные задачи.
Нужно учитывать, что рандомизированные плацебо-контролируемые испытания с клинически подтвержденными конечными точками обычно не подходят для передовых методов лечения. При этом часто ЛСПТ исследуются на небольшой популяции пациентов, а это означает, что при их одобрении доступно меньше данных о безопасности и долгосрочной эффективности, чем для традиционных продуктов. Также не всегда имеются группы плацебо, так как для тяжелых заболеваний это неэтично. Поэтому эти препараты одобряются на условиях и большое внимание при этом уделяется управлению рисками, мониторингу побочных действий, а также постмаркетинговым исследованиям.
Из-за сложности разработки, исследований, ограниченного контингента потребителей, длительного, а иногда и полного исцеляющего эффекта эти методы лечения имеют высокую начальную стоимость. Однако, здесь нужно сопоставлять расходы на пациента, связанные с пожизненным медицинским и социальным обеспечением без прорывной терапии, и качество жизни после получения такого лечения. Поэтому в зарубежных странах для ЛСПТ создаются новые схемы оплаты, которые учитывают долгосрочную ценность этих методов лечения для пациентов и их семей, а также «общую экономию средств для систем здравоохранения». И здесь, конечно, задействуются методы оценки медицинских технологий.
В качестве примера таких моделей возмещения расходов Марина Ивановна привела оплату по результату, аннуитетные платежи с распределением стоимости терапии на несколько лет и т.д.
В заключении она отметила, что потребность в ЛСПТ будет расти, и несмотря на высочайшую стоимость, игнорировать их скоро будет невозможно. Марина Дурманова выразила надежду, что с появлением бОльшего количества ЛСПТ они станут более доступными. Ну, а регуляторным, экспертным органам нашей страны и специалистам предстоит сложная работа по развитию области их применения.
Материал к публикации подготовила Ольга Баимбетова.