Дерегулирование цен на лекарственные средства в РК будет проводится поэтапно

Дерегулирование цен на лекарственные средства в РК будет проводится поэтапно

В настоящее время Агентством по защите и развитию конкуренции РК и Министерством здравоохранения РК сформировано достаточно четкое концептуальное решение в отношении дерегулирования цен на лекарственные средства. Сейчас оно дорабатывается и согласовывается с участниками рынка.  С вопросами о том, как и в какие сроки будет происходить этот процесс мы обратились в АЗРК. Представляем вашему вниманию ответы, которые мы получили от Агентства. 

Почему государство решило уйти от регулирования цен на лекарства на коммерческом рынке?

- Действующий в настоящее время механизм государственного регулирования цен на лекарства не позволяет развиваться фармацевтическому рынку и внедрять новые инновационные препараты отечественным товаропроизводителям. В сегодняшней ситуации предельные цены служат индикаторами для ценообразования на рынке лекарственных средств. При этом происходит искажение конкуренции на рынке оптовой и розничной реализации ЛС. Также при государственном регулировании имеются свои минусы, такие как применение завышенной наценки до 76% при совмещенной форме реализации, непрозрачность ценообразования, уменьшение линейки лекарственных средств. Также в рамках анализа, проведенного АЗРК, было установлено, что каждый розничный реализатор лекарств устанавливает свою объективную цену, но имеет место «подтягивание» цен до уровня предельных.

Более того, государственное регулирование цен на лекарственные препараты является барьером для входа на рынок новых видов лекарств отечественного и иностранного производства из-за длительных бюрократических процедур

- Как будет происходить поэтапное дерегулирование лекарственных средств? Расскажите подробно о каждом из этапов?

- Вывод лекарственных средств (ЛС) из-под государственного регулирования Агентство предлагает проводить в три этапа:

- с 2022 по 2023 годы – безрецептурные ЛС в оптовой и розничной реализации,

- с 2023 по 2025 годы – рецептурные ЛС в розничной реализации,

- с 2023 по 2026 годы – рецептурные ЛС в оптовой реализации.

Учитывая специфику фармацевтического рынка и международный опыт, предлагается оставить под государственным регулированием лекарственные средства, закупаемые единым дистрибьютором (ГОБМП, ОСМС) для лечения социально-значимых, онкологических, орфанных заболеваний, коронавирусной инфекции (Особый порядок).

В настоящее время Агентством инициированы поправки в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (Кодекс), которые находятся на стадии утверждения. В дальнейшем Министерством здравоохранения, по согласованию с Агентством, будет утвержден перечень и критерии отбора лекарств, подлежащих регулированию. После внесения соответствующих изменений в действующие нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения будет введено дерегулирование цен на отдельные лекарства.

Мы знаем, что приказ с предельными ценами на I полугодие уже готовится и выйдет в январе нового года. Будет ли формироваться приказ на II полугодие 2022 года?

- Действующими нормативно правовыми актами предусмотрено утверждение предельных цен на лекарственные препараты два раза в год. При поступлении проекта приказа от Министерства здравоохранения, Агентство согласует предельные цены, придерживаясь сроков, установленных Кодексом.

- Какие препараты войдут в перечень, подлежащий дерегулированию цен, на первом этапе? На основании каких критериев он будет формироваться?

- На совещании, проведенном Агентством 09 декабря 2021 года с участием Министра здравоохранения Республики Казахстан и субъектов фармацевтического бизнеса, компаниям предложено до конца декабря направить свои перечни лекарственных средств, подлежащих дерегулированию на первом этапе.

Преимущественно это должны быть препараты безрецептурного отпуска ОТС перечня, зарегистрированного на территории Республики Казахстан, с учетом принципа конкурентности и бездефицитности.

- Какие механизмы контроля и влияния на оптовые и розничные цены будут предложены /внедрены в качестве альтернативы?

- В целях снижения рисков повышения цен на лекарственные средства после запуска процессов по дерегулированию цен, считаем целесообразным предусмотреть мониторинг цен на и заключение субъектами рынка внешних актов антимонопольного комплаенса. Компетенцию по мониторингу цен на ЛС, не подлежащие ценовому регулированию, предлагается закрепить за уполномоченным органом в лице Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК.

В случае значительного роста цен на дерегулируемые лекарства есть возможность предусмотреть возврат к регулированию цен на данные препараты.

- Спасибо за интервью.

Вопросы задавала Ольга БАИМБЕТОВА.

Фармацевтическое обозрение Казахстана.

НАШ КАНАЛ В TELEGRAM  telegram