Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

События

С 1 июля 2025 года в Астане начнется пилотный проект сооплаты лекарств для лечения артериальной гипертензии

С 1 июля 2025 года в Астане начнется пилотный проект сооплаты лекарств для лечения артериальной гипертензии
Фото: Фармацевтическое обозрение Казахстана

В Алматы при поддержке и активном участии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ТОО «СК-Фармация» и Ассоциации международных фармацевтических производителей в Республике Казахстан состоялся 16-й Евразийский фармацевтический форум.

В ходе экспертной аналитической панели, посвященной обзору фармацевтических рынков стран ЕАЭС, итогам 2024 года и прогнозам на 2025 год, Гульнара Кулкаева, Председатель Правления РГП на ПХВ «Национальный научный центр развития здравоохранения имени Салидат Каирбековой» представила алгоритм реализации пилотного проекта по децентрализации амбулаторного лекарственного обеспечения с применением механизма сооплаты.

К сожалению, многие пациенты, несмотря на наличие у них права получать препарат бесплатно в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения, все же предпочитают покупать его за собственные средства. Причины могут быть разными, начиная от доверия только определенному производителю и бренду, и, заканчивая опасениями индивидуальной непереносимости. Именно поэтому Министерство здравоохранения РК поступательно идет к децентрализации амбулаторного лекарственного обеспечения с применением механизма сооплаты, когда пациенту будет предоставлена возможность выбора именно того препарата в аптеке, которому он доверяет.

Гульнара Кулкаева привела нормативно-правовую основу введения сооплаты. Она пояснила, что в Кодексе Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» уже заложено понятие «сооплаты», как оплаты разницы в стоимости лекарственных средств и медицинских изделий и установленной на них предельной ценой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования на амбулаторным уровне, осуществляемой в добровольном порядке. При этом за уполномоченным органом закреплена компетенция разработки и утверждения правил осуществления сооплаты. Правила осуществления сооплаты регламентированы приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 июля 2021 года №ҚР ДСМ-61 (на данный момент действие данного приказа приостановлено до 31 декабря 2025 года приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 августа 2023 года № 143).

Спикер отметила, что в мировой практике используются три основных механизма сооплаты за лекарственные средства:

- фиксированная система сооплаты (сумма сооплаты фиксированная, независимо от стоимости препарата, пациент оплачивает определенную государством или системой страхования сумму,

- дифференцированная система сооплаты (сумма сооплаты меняется в зависимости. от индикаторов достижения или определённых критериев, например, от вида заболевания, степени тяжести или стоимости препарата),

- смешанная система сооплаты (сочетание двух предыдущих систем сооплаты).

В настоящее время ННЦРЗ им. Салидат Каирбековой разрабатывается алгоритм осуществления сооплаты и с 1 июля по 31 декабря 2025 года будет проведено пилотирование данного проекта. Планируется, что в его рамках на условиях сооплаты будет осуществляться лекарственное обеспечение пациентов с артериальной гипертензией. Причем, данная нозология выбрана не случайно: во-первых, это широко распространённое заболевание с большим количеством пациентов, состоящих на динамическом наблюдении (по состоянию на 1 января 2025 года, в Астане зарегистрировано 106 088 таких пациентов, а объем обеспечения в 2024 году составил 1292 млн тенге), а, во-вторых, все наименования лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии, согласно перечню АЛО, представлены в широком ассортименте в розничной сети аптек.

Механизм сооплаты будет распространяться на лекарственные средства, выписываемые по рецепту врача на амбулаторном уровне и входящие в перечень лекарственных средств, предоставляемых бесплатно. На препараты, подлежащие сооплате, будут установлены предельные цены, которые будут возмещаться ФСМС, а разница между предельной и розничной ценой будет оплачиваться самим пациентам. Для получения лекарственных средств с применением механизма сооплаты от пациента потребуется добровольное согласие в информационной системе.

Пилотный проект предлагается провести в городе Астане. К участию в нем будут привлечены аптечные организации, соответствующие определенным требованиям. По результатам пилотного проекта будут внесены изменения в нормативно-правовые документы в сфере лекарственного обеспечения и в случае его удачной реализации с 2026 года планируется внедрить его во всех регионах Республики Казахстан и расширить на другие заболевания, за исключением нозологий, к которым сооплата не применима. В числе таких заболеваний: ВИЧ/СПИД, туберкулез, психические, онкологические, гематологические заболевания, а также ряд препаратов (инсулины, факторы свертывания крови, иммунологические, биологические, орфанные лекарственные средства, а также препараты, закупаемые по прямым контрактам и через международные организации – ПРООН и ЮНИСЕФ).

alo 01

alo 02

Гульнара Кулкаева поделилась ожидаемыми эффектами от внедрения сооплаты на лекарственные средства по артериальной гипертензии в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения. Среди них:

  1. Снижение финансовой нагрузки на систему здравоохранения - сооплата поможет разделить финансирование между государством и пациентом, обеспечивая более устойчивую модель здравоохранения.
  2. Стимулирование ответственного и снижению нерационального использования лекарств – пациенты, участвующие в финансировании своих препаратов более осознанно относятся к их приему.
  3. Персонифицированный подход - право выбора лекарственных препаратов по торговым наименованиям позволяет пациентам и врачам выбирать между различными доступными аналогами одного и того же активного вещества.
  4. Повышение конкурентоспособности аптек – сооплата имеет многообещающее влияние на снижение отпускных розничных цен на лекарственные средства. Это необходимо для создания более доступной и эффективной системы здравоохранения, где пациенты смогут получать необходимое лечение по разумной цене.
  5. Компликативный эффект экономики отрасли аптечного бизнеса затрагивает широкий спектр аспектов, начиная от создания новых рабочих мест и, заканчивая улучшением логистических процессов и доступностью медицинских услуг для населения.

Среди возможных рисков внедрения сооплаты на лекарственные средства по артериальной гипертензии в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения докладчик назвала:

  1. Снижение доли отечественных производителей лекарственных средств в амбулаторном лекарственном обеспечении в случае сооплаты, когда пациент. может доплачивать разницу, он, возможно, будет склонен выбирать более дорогие оригинальные препараты.
  2. Ограниченный доступ для сельских жителей ввиду отсутствия розничных аптек или же небольшого ассортимента лекарств сельской местности.
  3. Социальная несправедливость в отношении пациентов с другими заболеваниями, которым показаны аналогичные лекарства, но не попадающих в систему сооплаты.
  4. Активная маркетинговая политика фармацевтических компаний. Фармацевтические компании могут использовать более агрессивные маркетинговые стратегии, направленные на повышение спроса. Это включает в себя рекламу, участие в медицинских конференциях, сотрудничество с врачами и фармацевтами, что повлечет за собой неэтичное продвижение лекарственных средств.

«Совместное пилотирование и обсуждение позволит минимизировать все эти риски. Международный опыт показывает, что внедрение децентрализации лекарственного обеспечения на основе сооплаты оправданно и позволяет предоставить более широкий выбор лекарственных препаратов для пациентов», - заключила спикер.

К публикации подготовила Ольга БАИМБЕТОВА.

Image