С 1 июля 2025 года в Астане начнется пилотный проект сооплаты лекарств для лечения артериальной гипертензии

В Алматы при поддержке и активном участии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ТОО «СК-Фармация» и Ассоциации международных фармацевтических производителей в Республике Казахстан состоялся 16-й Евразийский фармацевтический форум.
В ходе экспертной аналитической панели, посвященной обзору фармацевтических рынков стран ЕАЭС, итогам 2024 года и прогнозам на 2025 год, Гульнара Кулкаева, Председатель Правления РГП на ПХВ «Национальный научный центр развития здравоохранения имени Салидат Каирбековой» представила алгоритм реализации пилотного проекта по децентрализации амбулаторного лекарственного обеспечения с применением механизма сооплаты.
К сожалению, многие пациенты, несмотря на наличие у них права получать препарат бесплатно в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения, все же предпочитают покупать его за собственные средства. Причины могут быть разными, начиная от доверия только определенному производителю и бренду, и, заканчивая опасениями индивидуальной непереносимости. Именно поэтому Министерство здравоохранения РК поступательно идет к децентрализации амбулаторного лекарственного обеспечения с применением механизма сооплаты, когда пациенту будет предоставлена возможность выбора именно того препарата в аптеке, которому он доверяет.
Гульнара Кулкаева привела нормативно-правовую основу введения сооплаты. Она пояснила, что в Кодексе Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» уже заложено понятие «сооплаты», как оплаты разницы в стоимости лекарственных средств и медицинских изделий и установленной на них предельной ценой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования на амбулаторным уровне, осуществляемой в добровольном порядке. При этом за уполномоченным органом закреплена компетенция разработки и утверждения правил осуществления сооплаты. Правила осуществления сооплаты регламентированы приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 июля 2021 года №ҚР ДСМ-61 (на данный момент действие данного приказа приостановлено до 31 декабря 2025 года приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 августа 2023 года № 143).
Спикер отметила, что в мировой практике используются три основных механизма сооплаты за лекарственные средства:
- фиксированная система сооплаты (сумма сооплаты фиксированная, независимо от стоимости препарата, пациент оплачивает определенную государством или системой страхования сумму,
- дифференцированная система сооплаты (сумма сооплаты меняется в зависимости. от индикаторов достижения или определённых критериев, например, от вида заболевания, степени тяжести или стоимости препарата),
- смешанная система сооплаты (сочетание двух предыдущих систем сооплаты).
В настоящее время ННЦРЗ им. Салидат Каирбековой разрабатывается алгоритм осуществления сооплаты и с 1 июля по 31 декабря 2025 года будет проведено пилотирование данного проекта. Планируется, что в его рамках на условиях сооплаты будет осуществляться лекарственное обеспечение пациентов с артериальной гипертензией. Причем, данная нозология выбрана не случайно: во-первых, это широко распространённое заболевание с большим количеством пациентов, состоящих на динамическом наблюдении (по состоянию на 1 января 2025 года, в Астане зарегистрировано 106 088 таких пациентов, а объем обеспечения в 2024 году составил 1292 млн тенге), а, во-вторых, все наименования лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии, согласно перечню АЛО, представлены в широком ассортименте в розничной сети аптек.
Механизм сооплаты будет распространяться на лекарственные средства, выписываемые по рецепту врача на амбулаторном уровне и входящие в перечень лекарственных средств, предоставляемых бесплатно. На препараты, подлежащие сооплате, будут установлены предельные цены, которые будут возмещаться ФСМС, а разница между предельной и розничной ценой будет оплачиваться самим пациентам. Для получения лекарственных средств с применением механизма сооплаты от пациента потребуется добровольное согласие в информационной системе.
Пилотный проект предлагается провести в городе Астане. К участию в нем будут привлечены аптечные организации, соответствующие определенным требованиям. По результатам пилотного проекта будут внесены изменения в нормативно-правовые документы в сфере лекарственного обеспечения и в случае его удачной реализации с 2026 года планируется внедрить его во всех регионах Республики Казахстан и расширить на другие заболевания, за исключением нозологий, к которым сооплата не применима. В числе таких заболеваний: ВИЧ/СПИД, туберкулез, психические, онкологические, гематологические заболевания, а также ряд препаратов (инсулины, факторы свертывания крови, иммунологические, биологические, орфанные лекарственные средства, а также препараты, закупаемые по прямым контрактам и через международные организации – ПРООН и ЮНИСЕФ).
Гульнара Кулкаева поделилась ожидаемыми эффектами от внедрения сооплаты на лекарственные средства по артериальной гипертензии в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения. Среди них:
- Снижение финансовой нагрузки на систему здравоохранения - сооплата поможет разделить финансирование между государством и пациентом, обеспечивая более устойчивую модель здравоохранения.
- Стимулирование ответственного и снижению нерационального использования лекарств – пациенты, участвующие в финансировании своих препаратов более осознанно относятся к их приему.
- Персонифицированный подход - право выбора лекарственных препаратов по торговым наименованиям позволяет пациентам и врачам выбирать между различными доступными аналогами одного и того же активного вещества.
- Повышение конкурентоспособности аптек – сооплата имеет многообещающее влияние на снижение отпускных розничных цен на лекарственные средства. Это необходимо для создания более доступной и эффективной системы здравоохранения, где пациенты смогут получать необходимое лечение по разумной цене.
- Компликативный эффект экономики отрасли аптечного бизнеса затрагивает широкий спектр аспектов, начиная от создания новых рабочих мест и, заканчивая улучшением логистических процессов и доступностью медицинских услуг для населения.
Среди возможных рисков внедрения сооплаты на лекарственные средства по артериальной гипертензии в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения докладчик назвала:
- Снижение доли отечественных производителей лекарственных средств в амбулаторном лекарственном обеспечении в случае сооплаты, когда пациент. может доплачивать разницу, он, возможно, будет склонен выбирать более дорогие оригинальные препараты.
- Ограниченный доступ для сельских жителей ввиду отсутствия розничных аптек или же небольшого ассортимента лекарств сельской местности.
- Социальная несправедливость в отношении пациентов с другими заболеваниями, которым показаны аналогичные лекарства, но не попадающих в систему сооплаты.
- Активная маркетинговая политика фармацевтических компаний. Фармацевтические компании могут использовать более агрессивные маркетинговые стратегии, направленные на повышение спроса. Это включает в себя рекламу, участие в медицинских конференциях, сотрудничество с врачами и фармацевтами, что повлечет за собой неэтичное продвижение лекарственных средств.
«Совместное пилотирование и обсуждение позволит минимизировать все эти риски. Международный опыт показывает, что внедрение децентрализации лекарственного обеспечения на основе сооплаты оправданно и позволяет предоставить более широкий выбор лекарственных препаратов для пациентов», - заключила спикер.
К публикации подготовила Ольга БАИМБЕТОВА.